Вместе против дезинформации

Белорусская секция МОПЧ провела первый семинар в плане реализации гранта МИД Германии МОПЧ #CivilSocietyCooperation на тему «СМИ, формирование мнения, права человека» 20 июля 2019 года в городе Лунинце Брестской области.

Семинар был подготовлен и прошёл на высоком организационном уровне. В нём приняли участие журналисты региональных СМИ, литераторы, блогеры, библиотечные работники, учителя и старшеклассники из Лунинца, Микашевичей, Бреста, Барановичей, Пинска.

Открыл заседание Котляр Иван Иванович, председатель правления Белорусской секции МОПЧ, профессор. Руководитель общественного объединения в своём выступлении рассказал о целях и задачах семинара, презентовал организацию и очертил тематические рамки обсуждения

Модератором заседания выступил Жилко Вадим Витальевич, соучредитель Белорусской секции МОПЧ в 1998 году, член Белорусской ассоциации журналистов, заместитель главного редактора частной газеты «Информ-прогулка» (издаётся еженедельно с 15 марта 1994 года, тираж: 5000 экземпляров). Кроме того, опытный журналист представил и глубокий и содержательный доклад о медиаланшафте Республики Беларусь, обозначив насущные проблемы СМИ в контексте прав человека.

Большой интерес вызвал и доклад Перникова Павла Александровича, члена правления, руководителя пресс-центра Белорусской секции МОПЧ, на тему «О дезинформации в СМИ, интернете и её последствиях», в котором были даны определения ключевых понятий по проблеме, декомпозированы актуальные как отечественные, так и зарубежные примеры дезинформации, а также рассказано о борьбе с дезинформацией ЕС, властей Беларуси и Белоруской секции МОПЧ на современном этапе.

В рамках программы семинара состоялась дискуссия. По итогам обсуждения проблемы подведению итогов предшествовало приятие комплекса рекомендаций, направленных на сокращение распространения дезинформации и уменьшение её воздействия.

В частности белорусским государственным органам рекомендуется: значительно разнообразить и расширить источники медийной продукции, доступной населению, добавив в обязательный реестр новые телеканалы из соседних стран (Украина, Польша, Литва, Латвия); снимать с вещания каналы, распространяющие ненадёжную, предвзятую информацию; поддерживать постоянный диалог с журналистским сообществом и правозащитными объединениями на тему информационной политики и соответствующего законодательства; повысить осведомлённость общественности о феномене дезинформации и повысить медиаграмотность населения путём поддержки дискуссий и тренингов, проводимых специализированными неправительственными организациями, образовательных семинаров для госслужащих, создания обязательного курса для школ и вузов.

Виталий Дымов «Вместе – против дезинформации» 

Белорусскому журналистскому сообществу: развивать инициативы по проверке фактов, с помощью специальных инструментов выявлять троллей и координировать усилия по ограничению распространения ненадёжных и провокационных материалов в Интернете; организовать профессиональные тренинги для лиц, связанных со СМИ; особое внимание уделить соблюдению стандартов профессиональной этики.
Международным организациям: оказывать поддержку инициативам гражданского общества Беларуси по проверке фактов и продвижению программ медиаграмотности; продолжить поддержку независимых СМИ и журналистских расследований нарушений прав человека, в т.ч. права на свободу слова.

Все участники семинара отметили, что получили новые знания, которые они смогут применить в будущем. Опыт проведения семинара будет использован Белорусской секцией МОПЧ при подготовке и проведении второго семинара в городе Бресте 28 сентября и третьего семинара в городе Минске 10 октября текущего года.

Член правления, руководитель пресс-центра Павел Перников

P.S. Автор газеты «Информ-прогулка» Виталий Дымов опубликовал свою статью о семинаре «Вместе – против дезинформации» (№30 (1069), 25 июля, 2019) (см. выше).

Together against disinformation

The Belarusian section of the ISHR held the first seminar following the plan of the implementation of a grant from the Federal Minister for Foreign Affairs to the ISHR #CivilSocietyCooperation on the topic “Media, opinion formation, human rights” on July 20, 2019, in the town of Luninets, Brest region.

The seminar was prepared and held at a high organizational level. It was attended by journalists of regional media, writers, bloggers, librarians, teachers, and high school students from Luninets, Mikashevichi, Brest, Baranavichy, Pinsk.

The meeting was opened by Ivan Kotlyar, chairman of the Belarusian section of the ISHR, professor. The head of the public association in his speech spoke about the goals and objectives of the seminar, presented the organization, and outlined the thematic framework of discussion

The session was moderated by Vadim Zhilko, co-founder of the Belarusian section of the ISHR in 1998, member of the Belarusian Association of Journalists, deputy editor of the private newspaper Inform-Progulka (published weekly since March 15, 1994, circulation: 5,000 copies). Also, an experienced journalist presented a deep and informative report on the media landscape of the Republic of Belarus, identifying the urgent problems of the media in the context of human rights.

The report on the topic “On disinformation in the media, the Internet, and its consequences” by Pavel Pernikau, member of the board, head of the press center of the Belarusian section of the ISHR, caused great interest. The report gave definitions of key concepts on the issue, decomposed relevant domestic as well as and foreign examples of misinformation, as well as told about the fight against disinformation by the EU, the authorities of Belarus, and the Belarusian section of the ISHR at the present stage.

Within the framework of the seminar program, a discussion took place. Following the discussion of the problem, the adoption of a set of recommendations aimed at reducing the spread of misinformation and reducing its impact had preceded summing-up.

In particular, the Belarusian government bodies are recommended to: significantly diversify and expand the sources of media products available to the public, adding new channels from neighboring countries (Ukraine, Poland, Lithuania, Latvia) to the mandatory register; remove from the broadcast channels, disseminating unreliable, biased information; maintain an ongoing dialogue with the journalistic community and human rights associations on the topic of information policy and relevant legislation; increase public awareness of the phenomenon of misinformation and increase media literacy of the population by supporting discussions and training conducted by specialized non-governmental organizations, educational seminars for civil servants, creating a mandatory course for schools and universities.

Vitaliy Dymov «Вместе – против дезинформации» 

The Belarusian journalistic community is recommended to: develop initiatives to verify facts, using special tools to identify trolls and coordinate efforts to limit the distribution of unreliable and provocative materials on the Internet; organize professional training for media-related individuals; special attention should be paid to the observance of the standards of professional ethics.

The international organizations are recommended to: support the initiatives of the civil society of Belarus in verifying facts and promoting media literacy programs; continue to support independent media and journalistic investigations into human rights violations, including rights to free speech.

All of the participants of the seminar noted that they gained new knowledge that they can apply in the future. The experience of the seminar will be used by the Belarusian section of the ISHR in preparing and holding the second seminar in Brest on September 28 and the third seminar in Minsk on October 10 of the current year.

Member of the Board, Head of the Press Center Pavel Pernikau

P.S. The author of the newspaper Inform-Progulka Vitaliy Dymov published his article about the seminar called «Вместе – против дезинформации» («Together against disinformation») (№30 (1069), 25 July, 2019) (see above).