Мониторинг уголовного производства Сагайдака Евгения Сергеевича  (заседания 29.10.2020)

29 октября 2020 года в Октябрьском районном суде г. Запорожье состоялось слушанье по делу № 331/4277/17 по обвинению Сагайдака Евгения Сергеевича в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст. 187 УК Украины, а именно, разбой, совершенный по предварительному сговору группой лиц или лицом, ранее совершившим разбой или бандитизм.

Судебное заседание проводилось при участии прокурора, обвиняемого и его защитника. Потерпевшие и их представитель не явились в судебное заседание. Несмотря на это, стороны посчитали возможным провести заседание без них.

Ход судебного заседания: в начале судебного заседания обвиняемым было подано жалобу о нарушении процедуры судебного разбирательства. Он обозначил, что судебное заседание началось на 50 минут позже запланированного времени, притом,  что обвиняемый все это время находился в стеклянном боксе. Судьей было приобщено данное заявление к материалам дела и предложено продолжать рассмотрение дела.

В данном судебном заседании был исследован диск с видеозаписью задержания обвиняемого органами полиции.

После исследования материалов дела суд перешел к решению вопроса о продлении сроков применения меры пресечения, поскольку срок содержания под стражей истекал в ближайшее время.

Прокурор ходатайствовала о продлении срока содержания под стражей на два месяца, при этом просила учесть при вынесении решения характеристику обвиняемого, а именно, то, что он ранее неоднократно привлекался к уголовной ответственности за корыстные и другие тяжкие преступления, совершенные с проявлением насилия. Кроме этого, прокурор выразила свое мнение относительно того, что агрессивное поведение обвиняемого во время и после задержания свидетельствует о его нежелании встать на путь исправления.

Сторона защиты, со своей стороны, просила суд изменить меру пресечения с содержания под стражей на домашний арест, аргументируя это тем, что стороной обвинения не было отмечено никаких существующих рисков, предусмотренных действующим уголовным законодательством Украины, которые могут оправдать дальнейшее содержание обвиняемого под стражей.

Обвиняемый Сагайдак Е.С., с целью обеспечения своего права на защиту и права на свободу, требовал ознакомиться с аргументами стороны обвинения в письменном виде. Также обвиняемый заявил, что суд нарушает его права, рассматривая ходатайство прокурора о продлении срока содержания под стражей за десять деней до окончания действия предыдущего постановления о содержании под стражей, ссылаясь на Закон Украины «О внесении изменения в пункт 20-5 раздела XI ” Переходные положения “Уголовно-процессуального кодекса Украины относительно особенностей судебного контроля за соблюдением прав, свобод и интересов лиц в уголовном производстве и рассмотрения отдельных вопросов в ходе судебного производства на период действия карантина, установленного Кабинетом Министров Украины с целью предотвращения распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» от 13.04.2020 года, где отмечается, что «во время досудебного расследования и во время судебного рассмотрения ходатайство о продлении срока содержания под стражей подается не позднее, чем за десять дней до окончания действия предыдущего постановления о содержании под стражей». Таким образом, по словам Сагайдака Е.С., суд принимает на себя обязанности стороны обвинения,  в который раз самостоятельно инициируя вопрос о продолжении сроков содержания под стражей.

Кроме этого, обвиняемый подчеркнул, что согласно Информационному письму Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел о некоторых вопросах порядка применения мер во время досудебного расследования и судебного производства в соответствии с Уголовным Процессуальным кодексом Украины от 04 апреля 2013 № 511-550 / 0 /4-13, следственный судья должен тщательно проверять соответствие представленного ходатайства следователя, прокурора о применении меры пресечения требованиям ст. 184 УПК, а также своевременность предоставления подозреваемому, обвиняемому копии ходатайства и материалов, которыми обосновывается необходимость применения меры пресечения (не позднее, чем за три часа до начала рассмотрения ходатайства). В случае несоблюдения следователем, прокурором требований ст. 184 УПК судья рассматривает соответствующее ходатайство и отказывает в его удовлетворении.

Европейский суд по правам человека (далее – ЕСПЧ) в подобных случаях отмечает, что национальные органы обязаны установить наличие конкретных фактов, которые могут быть основаниями для дальнейшего содержания под стражей. Возложение бремени доказывания на заключенного в таких вопросах равносильно нарушению статьи 5 Конвенции. Положение, при котором происходит отступление от права на свободу в пользу содержания под стражей, допустимо только при исчерпывающем перечислении фактов и строго определенном случаи. (§§ 84-85 «Илийков против Болгарии»).

В § 41 дела «Хайрединов против Украины» ЕСПЧ отмечает, что в данном случае национальные суды оправдывали продолжение содержания заявителя под стражей, в основном, тяжестью предъявленных ему обвинений. При отклонении его ходатайств об освобождении и при продлении его содержания под стражей без ссылок на какие-либо конкретные факты они считали, что это единственное основание, достаточное для вывода, что он может скрыться или иным образом нарушить ход расследования. Что касается содержания заявителя под стражей в ходе судебного разбирательства до вынесения приговора, единственное, на что сослался суд, так это то, что меру пресечения нужно считать оправданной, не рассмотрев ее оправданность с течением времени и с учетом прогресса в рассмотрении дела. Суд не считает эти основания для дальнейшего содержания под стражей заявителя «уместными и достаточными».

Необходимо добавить, что обоснованность любого срока содержания под стражей, независимо от его продолжительности, должна быть убедительно продемонстрирована властями (§ 66 «Шишков против Болгарии»).

Таким образом, с точки зрения ЕСПЧ, содержание под стражей в соответствии со статьей 5 § 1(с) должно удовлетворять требование пропорциональности (§ 55 «Ладент против Польши»).

Суд, посовещавшись,  постановил продлить срок содержания под стражей обвиняемому Сагайдаку Е.С.

Проблема автоматического продления сроков содержания под стражей и отсутствия надлежащей аргументации существования рисков часто поднимается наблюдателями МОПЧ в отчетах. Во многих делах наблюдатели сталкиваются с тем, что прокуроры не обосновывают существование рисков и бремя принятия решения полностью возлагается на суд. Таким образом, прокуратура не реализует свои функции надлежащим образом, что может привести к нарушению прав обвиняемого, предусмотренных ст. 5 Конвенции. Как, например, в деле Р.А. Дубиневича (заседание от 12.05. 2020 года) и В.И. Тяпкина (заседание от 01.04.2020 года).

Следующее судебное заседание назначено на 08 декабря 2020 года в 10:30.  Международное общество прав человека продолжит уточнение деталей и мониторинг данного процесса.

Monitoring of criminal proceedings of Sagaidak Evgeny Sergeevich (hearings on October 29, 2020)

On October 29, 2020, a hearing in case No. 331/4277/17 was held in the Oktyabrsky District Court of Zaporozhye on charges of Evgeny Sergeevich Sagaidak accused of committing a crime under Part 2 of Art. 187 of the Criminal Code of Ukraine, namely, robbery committed by prior conspiracy by a group of persons or a person who has previously committed robbery or banditry.

The court session was held with the participation of the prosecutor, the accused and his defense counsel. The victims and their representative did not appear at the hearing. Despite this, the parties considered it possible to hold the hearing without them.

The course of the trial: at the beginning of the trial, the accused filed a complaint about the violation of the trial procedure. He indicated that the trial began 50 minutes later than the scheduled time, despite the fact that the accused had been in a glass box all this time. The judge attached this statement to the case file and suggested that the case be continued.

He indicated that the trial began 50 minutes later than the scheduled time, despite the fact that the accused had been in a glass box all this time. The judge attached this statement to the case file and suggested that the case be continued.

In this court session, a disc with a video recording of the arrest of the accused by the police was examined.

After examining the materials of the case, the court proceeded to decide on the extension of the time limit for the application of the measure of restraint, since the term of detention was about to expire.

The prosecutor petitioned for an extension of the term of detention for two months, while asking to take into account when making a decision the characteristics of the accused, namely, the fact that he had previously been repeatedly prosecuted for mercenary and other grave crimes committed with violence. In addition, the prosecutor expressed her opinion that the aggressive behavior of the accused during and after the arrest indicates his unwillingness to take the path of correction.

The defense, for its part, asked the court to change the measure of restraint from detention to house arrest, arguing that the prosecution did not note any existing risks provided for by the current criminal legislation of Ukraine, which could justify the further detention of the accused.

The accused Sagaydak Y.S., in order to ensure his right to defense and the right to freedom, demanded to get acquainted with the arguments of the prosecution in writing. The accused also stated that the court was violating his rights by considering the prosecutor’s petition to extend the period of detention ten days before the expiration of the previous detention order, referring to the Law of Ukraine “On Amending Clause 20-5 of Section XI” Transitional Provisions “of the Criminal Procedure Code of Ukraine regarding the peculiarities of judicial control over the observance of the rights, freedoms and interests of persons in criminal proceedings and the consideration of certain issues in the course of judicial proceedings for the period of quarantine established by the Cabinet of Ministers of Ukraine in order to prevent the spread of coronavirus disease (COVID-19)” dated April 13, 2020, where it is noted that “during the pre-trial investigation and during the trial, an application for an extension of the period of detention shall be filed no later than ten days before the expiration of the previous detention order”. Thus, according to Y.S. Sagaydak, the court assumes the responsibilities of the prosecution, once again independently initiating the issue of extending the term of detention.

In addition, the accused emphasized that according to the Information Letter of the High Specialized Court of Ukraine for the Consideration of Civil and Criminal Cases on some issues of the procedure for the application of measures during pre-trial investigation and judicial proceedings in accordance with the Criminal Procedure Code of Ukraine dated April 04, 2013 No. 511-550 / 0 / 4-13, the investigating judge must carefully check the compliance of the submitted petition of the investigator, the prosecutor on the application of a measure of restraint to the requirements of Art. 184 of the Code of Criminal Procedure, as well as the timeliness of providing the suspect, the accused with a copy of the petition and materials that justify the need to apply a measure of restraint (no later than three hours before the start of the consideration of the petition). In case of non-compliance by the investigator, the prosecutor with the requirements of Art. 184 of the Code of Criminal Procedure, the judge considers the relevant petition and refuses to satisfy it.

The European Court of Human Rights (hereinafter – the ECtHR) notes in such cases that the national authorities are obliged to establish the existence of specific facts that may be grounds for further detention. Placing the burden of proof on a prisoner in such matters amounts to a violation of Article 5 of the Convention. The situation in which there is a derogation from the right to liberty in favor of detention is permissible only with an exhaustive list of facts and strictly defined cases. (§§ 84-85 of “Iliikov v. Bulgaria” case).

In § 41 of the case “Khayredinov v. Ukraine”, the ECtHR notes that in the present case the domestic courts justified the applicant’s continued detention mainly on the basis of the gravity of the charges against him. In rejecting his applications for release and in extending his detention without reference to any specific facts, they considered that this was the only reason sufficient to conclude that he might abscond or otherwise disrupt the course of the investigation. As regards the applicant’s detention pending trial, the only thing the court referred to was that the measure of restraint must be considered justified without considering its justification over time and taking into account the progress in the proceedings. The Court does not consider these grounds for the applicant’s continued detention “relevant and sufficient”.

It must be added that the validity of any period of detention, regardless of its length, must be convincingly demonstrated by the authorities (§ 66 of “Shishkov v. Bulgaria” case).

Thus, from the point of view of the ECtHR, detention under Article 5 § 1 (c) must satisfy the requirement of proportionality (§ 55 of “Ladent v. Poland” case).

The court, having consulted, decided to extend the term of detention of the accused Sagaidak E.S.

The issue of automatic prolongation of detention and the lack of proper reasoning for the existence of risks is often raised by ISHR observers in their reports. In many cases, observers are faced with the fact that prosecutors do not justify the existence of risks and the burden of making a decision rests entirely with the court. Thus, the prosecutor’s office does not perform its functions properly, which may lead to a violation of the rights of the accused under Art. 5 of the Convention. As, for example, in the case of R.A. Dubinevich (hearing of 05.12.2020) and V.I. Tyapkin (hearing of 04.01.2020).

The next court hearing is scheduled for December 08, 2020 at 10:30 am. The International Society for Human Rights will continue to clarify details and monitor this proceeding.