Мониторинг дела Ирины Сухоруковой (заседание 30.09.2020 г.)

30 сентября 2020 года в Шевченковском районном суде г. Запорожья состоялось подготовительное судебное заседание по резонансному делу Ирины Сухоруковой – хозяйки нелегального детского садика, обустроенного в трехкомнатной квартире. Женщину обвиняют в умышленном убийстве годовалого ребенка (п. 2 ч.2 ст. 115 УК Украины). Ирине Сухоруковой грозит 15 лет или пожизненное лишение свободы. Несмотря на то, что она не считает себя виновной в смерти ребенка, камеры видеонаблюдения зафиксировали насилие женщины над девочкой. В том числе, чтобы не слышать плач ребенка, воспитательница положила (или привязала) ей на лицо подушку.

Судебное заседание проводилось при участии прокурора, обвиняемой, ее защитников, потерпевших и их представителя.

Ход судебного процесса.

В начале заседания прокурор просил суд назначить дело к судебному разбирательству и заявил ходатайство о продлении срока содержания под стражей обвиняемой, которое мотивировано тем, что она обоснованно обвиняется в совершении особо тяжкого преступления, существует риск ее побега, незаконного воздействия на потерпевших и свидетелей. Данные факторы, по мнению прокурора, должны быть учтены при решении вопроса об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей.

Пострадавшие и их представитель поддержали позицию прокурора и просили принять к рассмотрению также гражданские иски.

Защитник обвиняемой адвокат Будилка П.В., просил вернуть прокурору обвинительный акт, мотивируя тем, что акт не соответствует ст.291 УПК Украины, поскольку формулировка обвинения не соответствует квалификации действий обвиняемой, суть обвинения обвиняемая не поняла, в нем не указано формы вины, мотивов и степени осуществления преступного намерения инкриминируемого  уголовного преступления, а также заявил отвод прокурору Жулай А.С., мотивируя тем, что у нее отсутствуют соответствующие полномочия, что прокурор лично заинтересована в одностороннем рассмотрении дела из-за карьерных мотивов. Также адвокат указал, что, по его мнению, досудебное расследование в Шевченковском районе было проведено неэффективно, сослался, что в сети интернет имеются  данные о личной заинтересованности прокурора Жулай Анны и ее родственных связях с председателем суда. Данная информация не была подтверждена ни одним документом.

Также защитник обвиняемой возражал против продления меры пресечения в виде содержания под стражей и просил изменить меру пресечения на домашний арест.

Обвиняемая согласилась с позицией своих адвокатов и заявила ходатайство о рассмотрении уголовного производства судом присяжных в составе двух профессиональных судей и трех присяжных.

Заслушав мнение участников процесса, проверив соответствие обвинительного акта требованиям процессуального закона, суд пришел к выводу, что ходатайство защитника о возвращении обвинительного акта прокурору не подлежит удовлетворению, как4 и отвод прокурору, в связи с тем, что заявителем не представлено убедительных доводов и доказательств, которые бы указывали на наличие обстоятельств, являющихся  основанием для отвода прокурора, а полномочия прокурора в данном производстве подтверждены соответствующими постановлениями руководителей прокуратуры, информация о которых отражена в реестре материалов досудебного расследования.

Суд принял решение, что дело будет, в связи с заявлением обвиняемой, рассматриваться общей коллегией с участием присяжных, а обстоятельства дела не требуют судебного разбирательства в закрытом судебном заседании.

При решении вопроса о продлении меры пресечения в отношении обвиняемой Ирины суд учел наличие обоснованного подозрения, а также сведения о том, что Ирина Сухорукова имеет постоянное место жительства, которое совпадает с ее регистрацией, имеет детей, в том числе несовершеннолетних. Также суд посчитал маловероятным риск продолжения обвиняемой преступной деятельности, поскольку Ирина ранее не была судима, является пенсионеркой по выслуге лет, то есть адаптирована в обществе, имеет источник доходов.

В то же время, суд согласился с доводами стороны обвинения о том, что возможность назначения наказания в виде лишения свободы на длительный срок, может побудить обвиняемую к совершению действий с целью помешать установлению истины по делу, оказать воздействие на потерпевших и свидетелей.

При рассмотрении данного ходатайства суд пришел к выводу, что заявленные риски побега обвиняемой, возможности незаконного воздействия на потерпевших и свидетелей, даже после завершения досудебного расследования не уменьшились и продолжают существовать, что является основанием для отказа в изменении меры пресечения обвиняемой на домашний арест.

Суд учитывая положения ст.5 Конвенции о защите прав и основных свобод человека, а также практику Европейского суда по правам человека, согласно которым ограничения права человека на свободу и личную неприкосновенность возможно только в предусмотренных законом случаях по установленной процедуре, а также те факты, что Европейский суд по правам человека неоднократно подчеркивал и то, что суд своим решением должен обеспечить не только права подозреваемого, но и высокие стандарты охраны общегражданских прав и интересов, продлил  срок содержания под стражей на 60 дней.

Суд принял к рассмотрению гражданские иски потерпевших о возмещении морального вреда, причиненного в результате уголовного преступления.

Следующее судебное заседание назначено на 9 октября 2020 года, эксперты МОПЧ продолжат мониторинг данного судебного процесса.

Monitoring of the case of Irina Sukhorukova (hearing on September 30, 2020)

On September 30, 2020, a preparatory hearing on the resonant case of Irina Sukhorukova, the owner of an illegal kindergarten, equipped in a three-room apartment, was held in the Shevchenkovsky District Court of Zaporozhye. The woman is accused of premeditated murder of a one-year-old child (clause 2, part 2, article 115 of the Criminal Code of Ukraine). Irina Sukhorukova faces 15 years or life imprisonment. Despite the fact that she does not consider herself guilty of the death of the child, Surveillance cameras recorded the woman’s violence against the girl. In order not to hear the crying of the child, the teacher put (or tied) a pillow on her face.

The court session was held with the participation of the prosecutor, the accused, her defense lawyers, the victims and their representative.

The course of the trial.

At the beginning of the hearing, the prosecutor asked the court to schedule the case for trial and filed a motion to extend the detention of the accused, which was motivated by the fact that she was reasonably accused of committing an especially grave crime, there was a risk of her escape, illegal impact on victims and witnesses. These factors, according to the prosecutor, should be taken into account when deciding whether to choose a measure of restraint in the form of detention.

The victims and their representative supported the position of the prosecutor and asked to take into consideration also civil claims.

The defender of the accused, attorney P.V. Budilka, asked to return the indictment to the prosecutor, arguing that the act does not comply with Article 291 of the Criminal Procedure Code of Ukraine, since the wording of the accusation does not correspond to the qualifications of the accused’s actions, the accused did not understand the essence of the accusation, it does not indicate the form of guilt, the motives and degree of implementation of the criminal intent of the incriminated criminal offense, and also challenged the prosecutor A.S. Zhulay, arguing that she did not have the appropriate powers, that the prosecutor was personally interested in the unilateral consideration of the case due to career motives. The lawyer also pointed out that, in his opinion, the pre-trial investigation in the Shevchenkovsky district was conducted ineffectively, he referred to the fact that the Internet contains information about the personal interest of the prosecutor Anna Zhulay and her family ties with the chairman of the court. This information has not been confirmed by any document.

Also, the defender of the accused objected to the extension of the measure of restraint in the form of detention and asked to change the measure of restraint to house arrest.

The defendant agreed with the position of her lawyers and filed a motion for the criminal proceedings to be examined by a jury consisting of two professional judges and three juries.

Having heard the opinion of the participants in the proceeding, having checked the compliance of the indictment with the requirements of the procedural law, the court came to the conclusion that the defense lawyer’s request to return the indictment to the prosecutor is not subject to satisfaction, as well as the challenge to the prosecutor, due to the fact that the applicant has not presented convincing arguments and evidence that would indicate the existence of circumstances that are grounds for challenging the prosecutor, and the powers of the prosecutor in this proceeding are confirmed by the relevant decisions of the heads of the prosecutor’s office, information about which is reflected in the register of pre-trial investigation materials.

The court decided that the case will be considered by a common panel with the participation of a jury, and the circumstances of the case do not require a trial in closed court session.

When deciding on the extension of the measure of restraint against the accused Sukhorukova, the court took into account the existence of a reasonable suspicion, as well as information that Irina Sukhorukova has a permanent place of residence, which coincides with her registration, has children, including minors. The court also considered the risk of continuing the accused criminal activity as unlikely, since Irina had not been previously convicted, is a senior citizen, that is, she is adapted in society, has a source of income.

At the same time, the court agreed with the arguments of the prosecution that the possibility of imposing a sentence of imprisonment for a long term may induce the accused to take actions in order to prevent the establishment of the truth in the case, to influence the victims and witnesses.

When considering this petition, the court concluded that the stated risks of the defendant’s escape, the possibility of illegal influence on victims and witnesses, even after the completion of the pre-trial investigation, did not diminish and continue to exist, which is the basis for refusing to change the measure of restraint of the accused to house arrest.

The Court, taking into account the provisions of Article 5 of the Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms, as well as the practice of the European Court of Human Rights, according to which restrictions on the human right to liberty and security of person are possible only in cases provided for by law according to the established procedure, as well as the facts that the European Court of Human Rights has repeatedly emphasized and that the court by its decision must ensure not only the rights of the suspect, but also high standards of protection of civil rights and interests, extended the period of detention by 60 days.

The court accepted for consideration the civil claims of the victims for compensation for moral damage caused as a result of a criminal offense.

The next court session is scheduled for October 9, 2020, the experts of the ISHR will continue to monitor this trial.