Офис генпрокурора и ГБР позволяют себе говорить, что схватили террориста или убийцу еще до решения суда — Алексеева

Координатор мониторинговой группы МОПЧ Анастасия Алексеева дала интервью Громадскому радио (Украина):

Почему важно помнить о презумпции невиновности и как бороться с распространением дезинформации в СМИ во время освещения судебных процессов?

Ведущие:
Ана Море
Гости:
Анастасия Алексеева

Судебные процессы — важная составляющая журналистской работы. Даже, если ваше медиа не специализируется на судах, но как только случается резонансное дело, за ним следят все. Какие же проблемы во взаимодействии СМИ и судебной системы? Вы, как читатели и слушатели, могли замечать как различные медиа одного и того же фигуранта какого-то дела называют то подозреваемым, то обвиняемым, а то и вообще — сразу преступником, убийцей, коррупционером.

Почему важно помнить о презумпции невиновности?

В рамках партнерства с Четвертым общенациональным форумом «Независимые суды и свободные медиа: противодействие дезинформации» говорим об исследовании Международного общества прав человека о разжигании вражды и дезинформации в СМИ в судебной сфере.

***

Анастасия Алексеева, координатор мониторинговой группы Международного общества прав человека рассказывает, что организация с 2017 года мониторит обеспечения права на справедливый суд в Украине. В 2019 году добавилось и исследование дезинформации.

К сожалению, проблема с использованием неправильной терминологии касается не только недостаточной осведомленности журналисток и журналистов в юридической сфере. Ошибаются (или делают это намеренно) и госорганы.

«Есть ситуации, когда Офис генерального прокурора или ГБР заявляют, что они схватили террориста, предателя, убийцу, сразу обвиняя человека в совершении преступления. Но у нас существует презумпция невиновности. И единственный орган, который может заявить о виновности — это суд. Заявления госорганов с подобными формулировками формируют общественное мнение. Поэтому часто, когда суд, рассмотрев дело, заявляет о невиновности, суду уже никто не верит».

Анастасия Алексеева обращает внимание, что подобные госорганы имеют свои страницы в соцсетях, свои пресс-службы, через которые, как и СМИ, способны влиять на формирование общественного мнения.

Конечно, говорит эксперт, проблемы в коммуникации суд — СМИ есть не только со стороны СМИ. Но призывает налаживать эту коммуникацию.

В докладе отмечают, что для создания интересного контента СМИ используют провокационные заголовки, личную информацию участниц и участников процесса, вырывают из контекста отдельные процессуальные моменты.

«На судей тоже выливается много негативной информации, в том числе благодаря людям, которые умеют использовать СМИ, чтобы создавать негативное впечатление о судьях. Особенно, когда оказывается, что информация-недостоверная, а судья, против которого был направлен буллинг, страдает. Существует информация, которая не должна быть доступной, которой нельзя оперировать, потому что речь идет уже о чести и достоинстве».

В 2019 году в Высший совет правосудия поступило около 350 жалоб относительно вмешательства в судебные процессы, в том числе и о давлении со стороны или с участием СМИ. Присутствует и проблема с осведомленностью среди журналистов, говорит Анастасия Алексеева.

В Международное общество прав человека (МОПЧ) входят 33 национальные секции и группы действующие в странах Европы, Азии, Африки, Австралии и Америки. Правозащитная деятельность МОПЧ распространяется на более 90 стран мира.

Анастасия Алексеева призывает редакции обращаться к Международному обществу прав человека с предложениями партнерства в формате образовательных проектов для повышения осведомленности журналистов в судебной сфере.

Подытожим. Человек становится подозреваемым по делу, когда ему вручают подозрение. Обвиняемым, когда в суде зачитывают обвинение. А преступником, виновным, террористом – только после решения суда.

Госорганы могут использовать язык вражды для того, чтобы формировать образ врага, это может быть частью их пропаганды. Медиа же должны критически воспринимать даже представленную пресс-службами информацию.

Разоблачать факты коррупции среди судей, ходить на заседания и документировать нарушения во время процесса — нужно. Но в своей разоблачительной деятельности важно не переходить грань. Ведь доставать грязное белье кого-то из участников судебного процесса для их дискредитации — это уже не журналистика.

Оригинал интервью: https://hromadske.radio/podcasts/dno/koly-heneral-na-prokuratura-chy-dbr-zaiavliaiut-shcho-skhopyly-terorysta-chy-vbyvtsiu-to-potim-nikhto-ne-viryt-rishenniu-sudu-anastasiia-aleksieieva?fbclid=IwAR318XtFTgtUgoIHwViPAfKz-5LLDcqqau9bFEQru_01rQyasLVcFUfALyU

The Office of the Prosecutor General and the State Bureau of Investigation allow themselves to say that they seized a terrorist or a murderer even before the court’s decision

Anastasia Alekseyeva, coordinator of the monitoring group of the ISHR, gave an interview to Hromadske radio (Ukraine):

Why is it important to remember the presumption of innocence and how to deal with the spread of misinformation in the media during trial coverage?

Litigation is an important part of journalistic work. Even if your media does not specialize in trials, but as soon as a high-profile case happens, everyone follows it. What are the problems in the interaction of the media and the judicial system? You, as readers and listeners, might have noticed how different media call the same person involved in a case either a suspect, an accused, or even outright a criminal, a murderer, a corrupt official.

Why is it important to remember the presumption of innocence?

As part of our partnership with the Fourth National Forum “Independent Courts and Free Media: Countering Disinformation”, we are talking about a study by the International Society for Human Rights on inciting hatred and misinformation in the media in the judicial sphere.

***

Anastasia Alekseyeva, coordinator of the monitoring group of the International Society for Human Rights, says that the organization has been monitoring the observance of the right to a fair trial in Ukraine since 2017. In 2019, disinformation research was also added.

Unfortunately, the problem with the use of incorrect terminology concerns not only the lack of awareness among journalists in the legal field. State agencies are also making mistakes (or do it on purpose).

‘There are situations when the Office of the Attorney General or the State Bureau of Investigation declares that they have captured a terrorist, traitor, murderer, immediately accusing the person of committing a crime. But we have the benefit of the doubt. And the only body that can declare guilt is the court. Statements of government agencies form public opinion. Therefore, often, when the court, having considered the case, declares innocence, no one believes the court anymore”.

Anastasia Alekseyeva draws attention to the fact that such government agencies have their own pages on social networks, their own press services, through which, like the media, they are able to influence the public opinion.

Of course, the expert says, there are problems in communication between the court and the media, caused not only by the media. But she calls to establish this communication.

The report notes that in order to create interesting content, the media use provocative headlines, personal information of participants in the trial, and highlight certain procedural moments out of context.

“A lot of negative information is also poured on judges, thanks to people who know how to use the media to create a negative impression of judges. Especially when it turns out that the information is false, and the judge against whom the bullying was directed suffers. There is information that should not be available, that cannot be operated on, because we are talking about honor and dignity”.

In 2019, the High Council of Justice received about 350 complaints regarding interference in legal proceedings, including pressure from the media. There is also a problem with awareness among journalists, says Anastasia Alekseyeva.

The International Society for Human Rights (ISHR) includes 33 national sections and groups operating in Europe, Asia, Africa, Australia and America. The human rights work of the ISHR covers more than 90 countries of the world.

Anastasia Alekseyeva calls on the editors to contact the International Society for Human Rights with proposals for partnerships in the field of educational projects to raise awareness of journalists in the judicial sphere.

Let’s summarize: a person becomes a suspect in a case when a suspicion is handed over to him or her; the accused when the accusation is read out in court; a criminal, guilty, terrorist – only after a court decision.

Government agencies can use hate speech to shape the image of the enemy, this can be part of their propaganda. The media, however, should be critical of even the information presented by the press services.

It is necessary to expose the facts of corruption among judges, attend hearings and document violations during the trials. But in your exposing activities, it is important not to cross the line. After all, getting the dirty linen of someone from the participants in the trial to discredit them is no longer journalism.

Original interview: https://hromadske.radio/podcasts/dno/koly-heneral-na-prokuratura-chy-dbr-zaiavliaiut-shcho-skhopyly-terorysta-chy-vbyvtsiu-to-potim-nikhto-ne-viryt-rishenniu-sudu-anastasiia-aleksieieva?fbclid=IwAR318XtFTgtUgoIHwViPAfKz-5LLDcqqau9bFEQru_01rQyasLVcFUfALyU