Мониторинг уголовного производства Турмана Ильи Сергеевича (заседание 23 июня 2020 года)

23 июня 2020 года в Монастырищенском районном суде Черкасской области состоялось подготовительное судебное заседание по делу № 701/171/20 по обвинению Турмана Ильи Сергеевича в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 206-2, ч. 3 ст. 358 и ч. 2 ст. 366 УК Украины. Илья Сергеевич подозревается в проведении незаконного общего собрания ООО «Виктория», где он, единолично принял решение об отчуждении 100% доли ООО «Виктория» в пользу другого лица.

Подготовительное заседание началось с рассмотрения ходатайства представителя СМИ о проведении видеозаписи подготовительного заседания, а также онлайн-трансляции будущих заседаний. Мотивировано ходатайство общественным интересом к данному делу. Сторона защиты возражала, в частности защитница заявила, что, во-первых судебное заседание транслируется на сайте «Судебной власти», а во-вторых нарушает право обвиняемого на презумпцию невиновности, поскольку СМИ могут сформировать у общества мнение, что ее подзащитный совершил инкриминируемые ему преступления, несмотря на то, что его вина еще не доказана. Однако суд удовлетворил ходатайство, указав, что нет оснований для проведения закрытого судебного заседания.

Адвокат обвиняемого ходатайствовала, чтобы ее подзащитный на время подготовительного заседания находился не в стеклянном боксе, а рядом с ней. Ссылалась на то, что пребывание обвиняемого в стеклянном боксе не соответствует практике ЕСПЧ. Адвокат потерпевшего возразил против данного ходатайства. Указывал на возможную угрозу здоровью участников процесса. Судья удовлетворила ходатайство адвоката обвиняемого, мотивируя свое решение тем, что пребывание обвиняемого в стеклянном боксе является нарушением права на защиту и будет унижающим достоинство обращением.

Практикой ЕСПЧ установлено, что, хотя размещение обвиняемых за стеклянными перегородками или в стеклянных кабинах само по себе не предполагает элемент унижения, достаточный для достижения минимального уровня тяжести, этот уровень может быть достигнут, если обстоятельства заключения (в «клетку»), взятые в целом, вызовет у них страдания или трудности, превышающие неизбежный уровень страданий, свойственных содержанию под стражей («Ярослав Белоусов против России», § 125).

Суд считает, что стеклянные перегородки не имеют резкого вида металлических клеток, в которых простое воздействие на публику может подорвать имидж обвиняемых и вызвать у них чувство унижения, беспомощности, страха, страданий и неполноценности. ЕСПЧ также отмечает, что стеклянные конструкции используются в залах судебных заседаний в других государствах-членах, хотя их конструкции варьируются от стеклянных кабин до стеклянных перегородок, и в большинстве государств их использование предназначено для слушаний с «высоким уровнем безопасности» («Ярослав Белоусов против России», § 124).

Стоит обратить внимание на позитивную тенденцию удовлетворения судьями ходатайств о пребывании обвиняемого во время судебного заседания рядом с адвокатом, а не в стеклянном боксе. Таким образом судьи успешно реализуют обозначенный выше аспект применения ст. 3 Европейской конвенции и признают, что пребывание обвиняемого в стеклянном боксе является нарушением права на защиту и унижающим достоинство обращением.

Также адвокат Каплунова обратилась к суду с ходатайством о закрытии уголовного производства в связи с окончанием сроков досудебного расследования. Аргументировала это тем, что сторона обвинения открыла материалы досудебного расследования потерпевшим, но так как потерпевшие не являются стороной уголовного производства, то срок их ознакомления с материалами досудебного расследования включается в вышеуказанный срок. Прокурор отметил, что действующее уголовное процессуальное законодательство гарантирует равные права стороне защиты и потерпевшим на ознакомление с материалами досудебного расследования. В удовлетворении ходатайства адвоката было отказано.

В ходе подготовительного судебного заседания прокурор заявил ходатайство о продлении меры пресечения обвиняемому в виде содержания под стражей. В свою очередь, сторона защиты ходатайствовала об изменении меры пресечения. Обосновывая наличие рисков, прокурор отметил следующие обстоятельства:

1) Турман ранее скрывался от органа досудебного расследования;

2) обвиняемый неоднократно игнорировал вызовы следователя без уважительных причин.

Адвокат обвиняемого заявила, что ходатайство прокурора носит формальный характер. В поддержку своего ходатайства адвокат указала, что размер залога в 2 млн гривен является для обвиняемого запредельным, из-за чего он вынужден находиться под стражей. Настаивала на возможности назначения менее тяжкой меры пресечения, не связанной с ограничением свободы. Суд удовлетворил ходатайство прокурора.

Следует обратит внимание на вопрос размера заявленного залога. Согласно прецедентному праву Европейского суда по правам человека (далее – Суд), гарантия, предусмотренная статьей 5§3 Конвенции призвана обеспечить явку обвиняемого на судебное заседание (Мангурас против Испании, § 78). Поэтому размер залога должен быть установлен с учетом личности подсудимого, принадлежащей ему собственности, его отношения с поручителями, то есть, учитывая уверенность в том, что перспектива потери залога или мер принятых против его поручителей в случае его неявки в суд будет достаточной для того, чтобы сдержать его от побега (Неймайстер против Австрии, § 14).

Поскольку вопрос, который рассматривается, является основным правом на свободу, гарантированным статьей 5, органы власти должны прилагать максимум усилий для установки надлежащего размера залога при решении вопроса о необходимости продолжения содержания под стражей. Кроме того, размер залога, должен быть надлежащим образом обоснован в решении об определении залога и должен учитывать имущественное положение обвиняемого (Maнгурас против Испании, § 79 – 80). Неспособность национальных судов оценить способность заявителя оплатить необходимую сумму, может привести к нарушению Конвенции.

Однако, в решении в Маньковского районного суда Черкасской области от 03 марта 2020 года об определении залога его размер не обоснован. Именно об этом заявляла адвокат, подавая апелляционную жалобу на решение суда. Однако, апелляционный суд не дал мотивированного ответа на такой аргумент в решении от 15 апреля 2020 года.

Что касается продления меры пресечения обвиняемому в виде содержания под стражей, то стоит отметить, что обвинительный акт поступил в Маньковский районный суд Черкасской области 26 февраля 2020 года. 03 марта 2020 года Турману И. С. была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей с возможностью внесения залога. Решением от 27 апреля 2020 года мера пресечения продлевалась. В деле возникла проблема с обжалованием решений суда об избрании и продлении меры пресечения, поскольку невозможно сформировать коллегию судей в апелляционном суде для рассмотрения апелляционной жалобы из-за нехватки нужного количества судей. По этой причине Черкасский апелляционный суд обратился в Кассационный уголовный суд Верховного Суда с целью принятия решения о передаче материалов уголовного производства по апелляционной жалобе адвоката на решение Маньковского районного суда Черкасской области от 03 марта 2020 года из Черкасского апелляционного суда в другой суд апелляционной инстанции. В результате материалы были переданы в Кропивницкий апелляционный суд, который не удовлетворил апелляционную жалобу адвоката.

Таким образом, МОПЧ может констатировать возникновение новой негативной тенденции в системе правосудия Украины – невозможность оперативного обжалования решения суда первой инстанции об избрании или продлении сроков содержания под стражей. И главная тому причина – огромная нехватка судей.

Кроме того, Черкасский апелляционный суд на основании ходатайства адвоката потерпевшего – ООО «Виктория» рассмотрел вопрос о подсудности. В результате, принято решение о передаче материалов дела для дальнейшего производства в Монастырищенский районный суд Черкасской области. Что привело к возобновлению стадии подготовительного судебного заседания, которое состоялось 23 июня 2020 года.

Следующее судебное заседание назначено на 02 июля 2020 года.

Monitoring the trial of Ilya Sergeevich Turman (hearing on June 23, 2020)

On June 23, 2020, a preparatory hearing took place on case No. 701/171/20 on charges of Ilya Sergeevich Turman accused of committing crimes under Part 3 of Article 206-2, part 3 of Article 358 and part 2 of Article 366 of the Criminal Code of Ukraine. Ilya Sergeevich is suspected of holding an illegal general meeting of LLC “Victoria”, where he single-handedly made a decision to alienate 100% of the share of LLC “Victoria” in favor of another person.

The preparatory hearing began with the consideration of a request from a media representative for a video recording of the preparatory hearing, as well as an online broadcast of future hearings. The petition was motivated by the public interest in this case. The defense objected, in particular, the defense attorney stated that, firstly, the trial was broadcast on the website of the “Judicial Power”, and secondly, it violates the right of the accused to the presumption of innocence, since the media can form the public opinion that her client had committed the crimes incriminated to him despite the fact that his guilt has not yet been proven. However, the court granted the request, stating that there were no grounds for holding a closed hearing.

The lawyer of the accused petitioned that her client during the preparatory hearing was seated not in the glass box, but next to her. She referred to the fact that the stay of the accused in a glass box does not correspond to the case law of the ECtHR. The victim’s lawyer objected to this motion. He pointed out a possible threat to the health of the participants in the proceeding. The judge granted the request of the accused’s lawyer, motivating her decision by the fact that the presence of the accused in the glass box is a violation of the right to defense and would be degrading treatment.

It has been established by the case law of the ECtHR that, although the placement of the accused behind glass partitions or in glass cubicles does not in itself imply an element of humiliation sufficient to achieve a minimum level of severity, this level can be achieved if the circumstances of imprisonment (in a “cage”), taken as a whole will cause them suffering or hardships that exceed the inevitable level of suffering inherent in detention (“Yaroslav Belousov v. Russia”, § 125).

The court considers that the glass partitions do not have the harsh appearance of metal cages, in which simple exposure to the public could undermine the image of the accused and cause them to feel humiliated, helpless, fearful, distressed and inferior. The ECtHR also notes that glass structures are used in courtrooms in other member states, although their designs range from glass booths to glass partitions, and in most states their use is intended for “high security” hearings (“Yaroslav Belousov v. Russia”, § 124).

It is worth paying attention to the positive tendency for judges to satisfy requests for the accused to stay next to a lawyer during the trial, and not in a glass box. Thus, the judges successfully implement the above aspect of the application of Article 3 of the European Convention and recognize that the presence of an accused in a glass box is a violation of the right to defense and degrading treatment.

Also, the lawyer Kaplunova turned to the court with a motion to close the criminal proceedings in connection with the end of the pre-trial investigation. She argued that the prosecution opened the materials of the pre-trial investigation to the victims, but since the victims are not a party to the criminal proceedings, the period for their acquaintance with the materials of the pre-trial investigation is included in the above period. The prosecutor noted that the current criminal procedural legislation guarantees equal rights for the defense and victims to familiarize themselves with the materials of the pre-trial investigation. The lawyer’s motion was denied.

During the preparatory court hearing, the prosecutor filed a motion to extend the measure of restraint for the accused in the form of detention. In turn, the defense petitioned to change the measure of restraint. Justifying the existence of risks, the prosecutor noted the following circumstances:

1) Turman previously hid from the pre-trial investigation;

2) The accused has repeatedly ignored the calls of the investigator without good reason.

The defendant’s lawyer stated that the prosecutor’s request was formal. In support of her petition, the lawyer pointed out that the amount of bail of 2 million hryvnias is prohibitive for the accused, which is why he is forced to be in custody. She insisted on the possibility of imposing a less severe measure of restraint, not related to restriction of freedom. The court granted the prosecutor’s request.

According to the case-law of the European Court of Human Rights, the guarantee provided for in Article 5 §3 of the Convention is intended to ensure the appearance of the accused at the hearing (“Manguras v. Spain”, § 78). Therefore, the amount of the bail should be established taking into account the personality of the defendant, his property, his relationship with the guarantors, that is, taking into account the confidence that the prospect of loss of the bail or measures taken against his guarantors in the event of his failure to appear in court will be sufficient to keep him from escaping (“Neumeister v. Austria”, § 14).

Since the issue under consideration is the fundamental right to liberty guaranteed by Article 5, the authorities should make every effort to establish an appropriate amount of bail when deciding whether to continue the detention. In addition, the amount of bail must be properly justified in the decision to determine the bail and must take into account the property of the accused (“Manguras v. Spain”, § 79-80). The failure of the domestic courts to assess the applicant’s ability to pay the required amount could lead to a violation of the Convention.

However, in the decision of the Mankovsky District Court of the Cherkasy Region of March 03, 2020 on the determination of the bail, its size was not justified. This is exactly what the lawyer stated when filing an appeal against the court decision. However, the Court of Appeal did not provide a reasoned response to such an argument in its judgment of April 15, 2020.

As for the extension of the measure of restraint for the accused in the form of detention, it is worth noting that the indictment was received by the Mankovsky District Court of the Cherkasy Region on February 26, 2020. On March 03, 2020, Turman I.S. was elected a measure of restraint in the form of detention with the possibility of bail. By a decision of April 27, 2020, the measure of restraint was extended. In the case, a problem arose with the appeal of court decisions on the election and extension of a measure of restraint, since it is impossible to form a panel of judges in the court of appeal to consider the appeal due to the lack of the required number of judges. For this reason, the Cherkasy Court of Appeal appealed to the Cassation Court of the Supreme Court in order to make a decision to transfer the materials of criminal proceedings on the lawyer’s appeal against the decision of the Mankovsky District Court of the Cherkasy Region dated March 03, 2020 from the Cherkasy Court of Appeal to another court of appeal. As a result, the materials were transferred to the Kropyvnytskyi Court of Appeal, which did not satisfy the lawyer’s appeal.

Thus, the ISHR can state the emergence of a new negative trend in the justice system of Ukraine – the impossibility of promptly appealing against the decision of the first instance court on the election or extension of the term of detention. And the main reason for this is the huge shortage of judges.

In addition, the Cherkasy Court of Appeal, on the basis of a petition by the victim’s lawyer, “Victoria” LLC, considered the issue of jurisdiction. As a result, a decision was made to transfer the case materials for further proceedings to the Monastyrischensky District Court of the Cherkasy Region. Which led to the resumption of the preparatory court hearing stage, which took place on June 23, 2020.

The next court hearing is scheduled for July 02, 2020.