Мониторинг по делу Нели Игоревны Штепы (заседание от 20 января 2021 года)

20 января 2021 года в Орджоникидзевском районном суде г. Харькова состоялось заседание по делу экс-мэра Славянска Нели Штепы. Её обвиняют в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст.110 (посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины, повлекшее гибель людей) и ст.258-3 (создание террористической группы или террористической организации) Уголовного кодекса Украины.

Данное уголовное производство в 2018 году было передано в Орджоникидзевский районный суд г. Харькова и начиналось рассматриваться сначала в пятый раз. Ранее дело пребывало в Червонозаводском, Коминтерновском, Ленинском и Октябрьском районных судах города Харькова, однако в связи с постоянными отводами и самоотводами членов коллегии судей никто не смог вынести приговор.

На предыдущих заседаниях прокурор подавал ходатайство об избрании обвиняемой меры пресечения в виде круглосуточного домашнего ареста в связи с чем возникла необходимость допросить свидетелей А. Пивовара (который на момент данного мониторинга уже был допрошен) и его жену – Е. Пивовар.

Напоминаем, что обвиняемая находилась под стражей с 13 июля 2014 года. 20 сентября 2017 года суд изменил меру пресечения на круглосуточный домашний арест, срок действия которого закончился в январе 2018 года и до данного заседания больше никакая мера пресечения не применялась.

Заседание началось с допроса свидетеля Е. Пивовар в режиме видеоконференции из зала Славянского горрайонного суда. Свидетель обозначила, что в 2017 году обращалась в суд с заявлением о том, что в её адрес поступают угрозы.  Она утверждает, что ей, по наводке Н. Штепы, с неизвестного номера звонили люди и угрожали с требованием отказаться от свидетельств в связи с тем, что её муж, А. Пивовар, является свидетелем по данному уголовному производству.

Защитник обвиняемой обратил внимание, что заявление А. Пивовар и его жены идентичные, даже знаки препинания стоят одинаково. Странным ему показалось и то, что на уточняющие вопросы адвоката свидетель не могла чётко дать ответ, даже на вопрос «Каким образом заявление оказалось в суде?» (то есть, кто его подавал), так как по полученной адвокатом информации оба заявления (её и её мужа) в суд принёс прокурор.

Также, в подтверждение рисков, обозначенных в ходатайстве, к материалам дела прокурор просил суд приобщить:

–  Выписку из Реестра о факте заявления одного из свидетелей о том, что 13.04.2014 года Н. Штепа совместно с другими лицами совершила убийство офицера СБУ и на данный момент это дело находится в уголовном производстве №120200505100084 (29.05.2020 были внесены ведомости в Единый реестр досудебных расследований Украины);

– Выписку из Реестра о факте заявления одного из свидетелей по данному делу о совершении преступления предусмотренного ст. 386 УК Украины (воспрепятствование явке свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, принуждение их к отказу от дачи показаний или заключения) (22.04.2019 были внесены ведомости в Единый реестр досудебных расследований Украины).

Со слов прокурора, данные документы подтверждают риск незаконного влияния обвиняемой на свидетелей и являются одним из оснований для избрания меры пресечения в виде круглосуточного домашнего ареста. Суд приобщил все предоставленные документы к материалам дела. В ответ на это обвиняемая утверждала, что по делу с незаконным влиянием на свидетеля – производство закрыто. По поводу дела об убийстве офицера – она является потерпевшей, а не подозреваемой/обвиняемой. Также, она обозначила, что для того, чтобы не видеться ни с кем из свидетелей и не было подозрения незаконного влияния на них как-то – она сменила место своего проживания, то есть переехала в другой район г. Славянска и её дом находится сразу напротив места работы.

Стоит обратить внимание, что в соответствии с прецедентной практикой Европейского Суда считается, что домашний арест, принимая во внимание степень ограничения и меру выраженности, представляет собой лишение свободы по смыслу статьи 5 Конвенции (п.17 постановления по делу «Манчини против Италии», п.64-66 постановления по делу «Лавентс против Латвии», п.60 постановления по делу «Николова против Болгарии (№ 2)», п.53 постановления по делу «Нинеску против Республики Молдова», п.75 постановления по делу «Делийоргйи против Албании»).

Защита и сама обвиняемая просили суд отказать в удовлетворении ходатайства прокурора, так как считают, что нет оснований для избрания меры пресечения.

В итоге заседания, суд частично удовлетворил ходатайство прокурора и избрал Н. Штепе меру пресечения в виде домашнего ареста в ночное время суток с 22:00 до 05:00 до 19 марта 2021 года.

Также, суд завершил подготовительное заседание и назначил на 28.01.2021 слушание дела по сути.

Международное общество прав человека продолжит уточнение деталей данного уголовного производства.

Monitoring of the case of Nelia Shtepa (hearing of January 20, 2021)

On January 20, 2021, a hearing was held in the Ordzhonikidze District Court of Kharkov in the case of the ex-mayor of Slavyansk Nelia Shtepa. She is accused of committing crimes under Part 3 of Article 110 (encroachment on the territorial integrity and inviolability of Ukraine, resulting in the death of people) and Article 258-3 (creation of a terrorist group or terrorist organization) of the Criminal Code of Ukraine.

This criminal proceeding was transferred to the Ordzhonikidze District Court of Kharkov in 2018 and began to be considered from the beginning for the fifth time. Previously, the case was held in the Chervonozavodsky, Kominternovsky, Leninsky and Oktyabrsky district courts of the city of Kharkov, however, due to the constant recusations and self-recusals of members of the panel of judges, non of the judges was able to pass a verdict.

At previous hearings, the prosecutor filed a motion to select for the accused a measure of restraint in the form of round-the-clock house arrest. It became necessary to interrogate witnesses A. Pivovar (who at the time of this monitoring had already been questioned) and his wife, E. Pivovar.

The accused has been in custody since July 13, 2014. On September 20, 2017, the court changed the measure of restraint to round-the-clock house arrest, which expired in January 2018 and no further measure of restraint was applied before this hearing.

The hearing began with the interrogation of witness E. Pivovar via videoconference from the hall of the Slavyanskiy City District Court. The witness indicated that in 2017 she applied to the court stating that threats were being made to her. She claims that, people called her from an unknown number and threatened her with a demand to withdraw her testimony due to the fact that her husband, A. Pivovar, was a witness in this criminal proceeding.

The defense lawyer of the accused drew attention to the fact that the statements of A. Pivovar and his wife are identical, even the punctuation marks are the same. It also seemed strange to him that the witness could not give a clear answer to the lawyer’s clarifying questions, even to the question “How did the statement end up in court?” (that is, who submitted it), since according to the information received by the lawyer, both statements (of her and her husband’s) were brought to court by the prosecutor.

Also, in confirmation of the risks indicated in the petition, the prosecutor asked the court to add to the case file:

  • An extract from the Register on the fact of a statement by one of the witnesses that on April 13, 2014, N. Shtepa, together with other persons, committed the murder of an Security Service of Ukraine officer and at the moment this case is in criminal proceedings No. 120200505100084 (on May 29, 2020, statements were entered into the Unified Register of pre-trial investigations of Ukraine);
  • An extract from the Register on the fact of the statement of one of the witnesses in this case about the commission of a crime under Art. 386 of the Criminal Code of Ukraine (obstruction of the appearance of a witness, victim, expert, specialist, forcing them to refuse to give evidence or an opinion) on April 22, 2019, the statements were entered into the Unified Register of Pre-trial Investigations of Ukraine.

According to the prosecutor, these documents confirm the risk of the accused’s illegal influence on the witnesses and are one of the grounds for choosing a measure of restraint in the form of round-the-clock house arrest. The court attached all the documents provided to the case file. In response, the defendant argued that the proceedings were closed in the case with illegal influence on the witness. Regarding the case of the officer’s murder, she is a victim, not a suspect / accused. She also indicated that in order not to see any of the witnesses, she changed her place of residence, that is, she moved to another district of Slavyansk.

It should be noted that, in accordance with the case-law of the European Court, house arrest, taking into account the degree of restriction and the degree of expression, is considered to constitute a deprivation of liberty within the meaning of Article 5 of the Convention (“Mancini v. Italy”, para. 17; “Lavens v. Latvia”, paras. 64-66; “Nikolova v. Bulgaria”, para. 60 (no. 2); “Ninescu v. The Republic of Moldova”, para. 53; “Deliyorggi v. Albania”, para. 75).

The defense and the accused herself asked the court to refuse to satisfy the prosecutor’s motion, as they believe that there are no grounds for choosing a measure of restraint.

As a result of the hearing, the court partially satisfied the prosecutor’s petition and chose a measure of restraint in the form of house arrest at night from 10:00 pm to 05:00 am until March 19, 2021.

Also, the court completed the preparatory hearing and scheduled a hearing on the merits for 01.28.2021.

The International Society for Human Rights will continue to clarify the details of these criminal proceedings.