Мониторинг дела об убийстве Павла Шеремета (19.01.2021)

19 января в Шевченковском районным суде города Киева состоялось судебное заседание по делу Антоненко Андрея Сергеевича (военный Сил Специальных операций ВСУ), Кузьменко Юлии Леонидовны (волонтер и детский кардиохирург), Дугарь Яны Сергеевны (военный медик), которым вменяется п. 5, 12 ч. 2 ст. 115; ч. 3 ст. 28 ч. 1 ст. 263; ч. 3 ст. 28 ч. 2 ст. 194 (умышленное убийство, совершенное по предварительному сговору группой лиц; похищение, присвоение, вымогательство огнестрельного оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств или радиоактивных материалов или завладение ими путем мошенничества; умышленное уничтожение и повреждение чужого имущества совершенное путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом, причинившее имущественный ущерб в особо крупных размерах, или повлекшее гибель людей) Уголовноко кодекса Украины.

Напомним, что 20 июля 2016 года в Киеве результате взрыва автомобиля погиб журналист Павел Шеремет, который ехал на утренний эфир своей программы. Важно добавить, что за более чем 3,5 года, несмотря на многочисленные экспертизы, допросы свидетелей, изъятие видео с камер наблюдения объемом – по делу об убийстве Павла Шеремета не было ни одного официального подозреваемого. И только в декабря 2019 года полиция впервые назвала имена подозреваемых по делу.

Слушание 19 января должно было начаться с исследования доказательств, но сначала суд рассмотрел ходатайство адвоката обвиняемой Кузьменко Юлии – Беспалого Т.Г., в котором он сообщал о невозможности его присутствия в данном судебном заседании в связи с инфицированием Covid-19 и просил не исследовать доказательства стороны обвинения без его присутствия. Другой адвокат Кузьменко Ю.Л. – Костин Андрей, сообщил, что ему необходимо время для ознакомления с материалами дела, поэтому исследование доказательств также просил отложить. Обвиняемая Кузьменко Ю.Л. поддержала ходатайство обоих своих адвокатов.

Суд, посовещавшись на месте, принял решение признать невозможным переход к стадии исследования письменных материалов из-за неявки в судебное заседание защитника Беспалого Т. Г. и в связи с ходатайством адвоката Костина А.С.; постановил, вместо этого, рассмотреть ходатайство стороны защиты об изменении меры защиты обвиняемому Антоненко А.С.

Стоит напомнить, что 7 декабря 2020 суд продлил меры пресечения в виде содержания под стражей для Антоненко Андрея и круглосуточного домашнего ареста для Кузьменко Юлии, Дугарь Яна остается под залогом.

Адвокат Круговой Д.С. подал ходатайство об изменении меры пресечения своему подзащитному Антоненко А. с содержания под стражей на личное обязательство. Кроме этого, адвокат просил суд разрешить обвиняемому сидеть рядом со своими защитниками, аргументируя это тем, что пребывание обвиняемого в стеклянном боксе во время судебного разбирательства ограничивает его право на защиту и на качественное получение правовой помощи.

Суд принял решение отказать в удовлетворении этого ходатайства на основании отсутствия гарантий надлежащего поведения обвиняемого, говоря о том, что Антоненко А. не мог контролировать свои эмоции на предыдущих судебных слушаниях, когда ему не нравились принятые в определенных ходатайствах решения.

Европейский суд по правам человека соглашается с Правительством, что порядок и безопасность в зале судебных заседаний имеют большое значение и могут рассматриваться как необходимое условие для надлежащего отправления правосудия. Однако Суд неоднократно отмечал, статья 3 Конвенции запрещает в абсолютной форме пытки и жестокое или унижающее достоинство обращение или наказание, и поэтому не может существовать оправдания для любого такого обращения (Свинаренко и Сляднев против России, §127). Наблюдателем МОПЧ было замечено, что в стеклянном боксе, в котором находился Антоненко А. С. не было установлено микрофона, из-за чего, когда обвиняемому предоставили слово,  его было довольно плохо слышно.

Нелишне будет упомянуть о том, что при рассмотрении апелляции на меру пресечения, 7 декабря 2020 года суд также  отказался позволить Антоненко А. сидеть рядом с его адвокатами. Более того, на предыдущем судебном заседании, мониторинг которого проводился наблюдателем МОПЧ, было замечено несколько нарушений судебного производства, одним из которых также являлось нарушение права на защиту (тогда, по словам стороны защиты, адвокатам и подозреваемым не предоставили материалы дела для ознакомления).

Что же касается самого ходатайства об изменении меры пресечения адвокат назвал ряд обстоятельств, которые изменились в ходе судебного производства и требуют внимания в связи с рассмотрением данного вопроса. Это, в частности, ухудшение состояния здоровья обвиняемого во время его пребывания в СИЗО, в подтверждение чего адвокат предоставил выводы врача, проводившего осмотр Антоненко А.С.

Отдельно защитник подчеркнул, что жена обвиняемого заболела и хотя диагноз ее пока неизвестен, малолетний детям Антоненко А. пока что не с кем находится.

В поддержку своей позиции, Беспалый Т. Г. сослался на показания около 200 допрошенных свидетелей, которые, по его словам, почти не вспоминают Антоненко А. в своих показаниях, а также утверждал, что апелляционную жалобу, поданную им ранее по этому же вопросу, рассматривал незаконный состав суда.

Вместе с тем, адвокат просил суд в порядке ст.193 УПК Украины исследовать материалы стороны обвинения, впервые представленные им на заседании 12 декабря 2020, которые, по словам прокурора, содержат подтверждение вины Антоненко А., в чем сторона защиты глубоко сомневается.

Также адвокат выразил свое несогласие со словами судьи, относительно ненадлежащего поведения своего подзащитного во время судебных заседаний, и,  учитывая все указанные обстоятельства, просил ходатайство удовлетворить.

Кулик Станислав, второй адвокат Антоненко А. С., со своей стороны отметил, что его подзащитный вполне может находится дома, заниматься семейными делами, получать надлежащую медицинскую помощь, которую он не может получить в СИЗО и выполнять любые обязанности, которые на него может возложить суд, не находясь при этом под стражей. Более того, так как Антоненко А. С. публичное лицо, знакомое многим людям в нашей стране, он просто физически не сможет иметь возможность скрываться от суда.

Стоит также сказать, что сторона защиты неоднократно ссылалась на практику ЕСПЧ, а также на рекомендации Совета Европы, в которых идет речь о том, что судам на время пандемии рекомендуется при возможности выбирать альтернативные меры пресечения, не связанные с содержанием под стражей.

Обращаясь к практике ЕСПЧ, при разрешении вопроса, должно ли лицо быть освобождено или содержаться под стражей , власти обязаны рассмотреть альтернативные меры, обеспечивающие явку лица в суд (Идалов против России, § 140). Это положение не только провозглашает право на «судебное разбирательство в течение разумного срока или освобождение до суда», но и предусматривает, что «освобождение может быть обусловлено предоставлением гарантий явки в суд» (Лелиевр против Бельгии, § 97; Шабани против Швейцарии, § 62).

На что прокурор ответил, что обвиняемому уже не раз продлевали срок содержания под стражей, проверялась обоснованность подозрения и наличие рисков, предусмотренных ст.177 УПК Украины, которые, по его мнению, продолжают существовать. По словам прокурора, принимать решения об изменении меры пресечения, не исследовав все материалы дела будет преждевременным решением, ведь имеющаяся сейчас мера пресечения (содержание под стражей) обеспечит надлежащее процессуальное поведение обвиняемого на данной стадии производства.

Важно обратить внимание на то, что сторона обвинения, аналогично как и сторона защиты, просила исследовать все материалы дела, при этом, сторона защиты полагает, что исследование данных доказательств подтвердит нецелесообразность содержания под стражей обвиняемого, а может даже и его невиновность, а сторона обвинения же, напротив, обосновывает этим необходимость в применении именно этой меры пресечения.

Посовещавшись, суд принял решение отказать в удовлетворение ходатайства стороны защиты об изменении меры пресечения с содержания под стражей на личное обязательство.

В деле Лабита против Италии, § 152, Европейский суд по правам человека обозначил, что прежде всего национальные судебные органы должны обеспечить, чтобы в любом конкретном случае содержание обвиняемого под стражей не превышало разумного срока. С этой целью они должны изучить все факты «за» и «против» наличия настоящего требования общественных интересов, которое, несмотря на должное уважение к принципу презумпции невиновности, оправдывало бы отступление от правила уважения к личной свободе, и изложить их в своем решении по поводу отклонения ходатайства об освобождении.

В этой связи, эксперты Международного общества прав человека полагают, что исследование вышеобозначенных материалов, которые обе стороны считают настолько важными для производства должны быть исследованы как можно скорее для обеспечения так называемого “должного усердия” со стороны национального суда (Кляхин против России, §61).

Следующее заседание состоится 02.02.2021 года в 14:00. Международное общество прав человека продолжит мониторинг данного уголовного производства для уточнения всех деталей.

Monitoring of the case of the murder of Pavel Sheremet (01/19/2021)

On January 19, in the Shevchenkovsky District Court of the city of Kiev, a trial was held in the case of Andrey Sergeevich Antonenko (soldier of the Special Operations Forces of the Armed Forces of Ukraine), Yulia Leonidovna Kuzmenko (volunteer and children’s cardiac surgeon), Dugar Yana Sergeevna (military medic), who are charged with Paragraphs 5, 12 of Part 2 of Art. 115; Part 3 of Art. 28; Part 1 of Art. 263; Part 2 of Art.  194 (premeditated murder committed by prior conspiracy by a group of persons; theft, misappropriation, extortion of firearms, ammunition, explosives, explosive devices or radioactive materials, or their possession through fraud; deliberate destruction and damage of property committed by arson, explosion or other generally dangerous method, causing property damage on an especially large scale, or resulting in the death of people) of the Criminal Code of Ukraine.

Recall that on July 20, 2016 in Kiev, journalist Pavel Sheremet died as a result of a car explosion. He was driving to the morning broadcast of his program. It is important to add that for more than 3.5 years, despite numerous expert examinations, interrogations of witnesses, and the seizure of video from surveillance cameras, there was not a single official suspect in the murder of Pavel Sheremet. And only in December 2019, the police first named the suspects in the case.

The hearing on January 19 was supposed to begin with the examination of the evidence, but first the court considered the petition of the lawyer of the accused Yulia Kuzmenko – T.G. Bespaly, in which he informed about the impossibility of his presence in this court session due to infection with Covid-19 and asked not to examine the evidence of the prosecution without his presence. Another lawyer, Yulia Kuzmenko – Andrey Kostin, said that he needed time to get acquainted with the case materials, so he also asked to postpone the examination of the evidence. Accused Yulia Kuzmenko supported the motion of both of her lawyers.

The court, having consulted on the spot, decided to recognize as impossible the transition to the stage of examining the written materials because of the failure to appear at the hearing of the defense lawyer T.G. Bespaly and in connection with the petition of the lawyer A.S. Kostin; decided, instead, to consider the petition of the defense to change the measure of restraint to the accused A.S. Antonenko.

It is worth recalling that on December 7, 2020, the court extended measures of restraint in the form of detention for Andrey Antonenko and round-the-clock house arrest for Yulia Kuzmenko, Yana Dugar remains on bail.

Lawyer D.S. Krugovoy filed a petition to change the measure of restraint to his client A. Antonenko from custody to a personal obligation. In addition, the lawyer asked the court to allow the accused to sit next to his defenders, arguing that the presence of the accused in a glass box during the trial limits his right to defense and to receive quality legal assistance.

The court decided to reject this request on the basis of the lack of guarantees of the proper behavior of the accused, saying that A. Antonenko could not control his emotions at the previous court hearings when he did not like certain decisions of the court.

The European Court of Human Rights agrees with the Government that order and safety in the courtroom are important and can be seen as a prerequisite for the proper administration of justice. However, the Court has noted on several occasions that Article 3 of the Convention absolutely prohibits torture and cruel or degrading treatment or punishment, and therefore there can be no justification for any such treatment (“Svinarenko and Slyadnev v. Russia”, para. 127). The observer of the ISHR noticed that a microphone was not installed in the glass box in which A.S. Antonenko was located, which is why, when the accused was given the floor, he was rather hard to hear.

It is worth mentioning that when considering an appeal against a measure of restraint, on December 7, 2020, the court also refused to allow A. Antonenko to sit next to his lawyers. Moreover, at the previous court session, which was monitored by an observer of the ISHR, several violations of the court proceedings were noticed, one of which was also a violation of the right to defense (then, according to the defense, the lawyers and suspects were not provided with the case materials for review).

As for the very petition to change the measure of restraint, the lawyer named a number of circumstances that have changed in the course of the court proceedings and require attention in connection with the consideration of this issue. This, in particular, the deterioration of the state of health of the accused during his stay in the pre-trial detention center, in support of which the lawyer provided the statement of the doctor who examined A.S. Antonenko.

Also, the defense attorney emphasized that the wife of the accused fell ill and although her diagnosis is still unknown, the young children of A. Antonenko have no one with whom to stay.

In support of his position, T.G. Bespaly referred to the testimony of about 200 interrogated witnesses, who, according to him, hardly remember A. Antonenko in their testimony, and also argued that the appeal filed by him earlier on the same issue, considered the illegal composition of the court.

At the same time, the lawyer asked the court, in accordance with Article 193 of the Criminal Procedure Code of Ukraine, to examine the materials of the prosecution, first presented by him at the hearing on December 12, 2020, which, according to the prosecutor, contain confirmation of A. Antonenko’s guilt, which the defense deeply doubts.

The lawyer also expressed his disagreement with the words of the judge regarding the improper behavior of his client during the court hearings, and, taking into account all these circumstances, asked to grant the petition.

Stanislav Kulik, the second lawyer of A.S. Antonenko, for his part, noted that his client may well be at home, deal with family affairs, receive proper medical care, which he cannot receive in the pre-trial detention center and perform any duties that may be assigned to him by court, while not being in custody. Moreover, since A.S. Antonenko is a public figure familiar to many people in our country, he simply cannot physically be able to hide from the court.

It is also worth saying that the defense side has repeatedly referred to the practice of the ECtHR, as well as to the recommendations of the Council of Europe, which say that during a pandemic it is recommended that courts, if possible, choose alternative measures of restraint that are not related to detention.

Referring to the jurisprudence of the ECtHR, when deciding whether a person should be released or detained, the authorities are obliged to consider alternative measures to ensure that the person appears in court (“Idalov v. Russia”, para. 140). This provision not only proclaims the right to “trial within a reasonable time or release pending trial”, but also stipulates that “release may be conditional on the provision of guarantees to appear in court” (“Lelievre v. Belgium”, para. 97; “Shabani v. Switzerland”, para. 62).

The prosecutor replied that the accused had more than once extended the term of detention, the validity of the suspicion and the presence of the risks provided for by Article 177 of the Criminal Procedure Code of Ukraine, which, in his opinion, continue to exist, were checked. According to the prosecutor, making decisions on changing the measure of restraint without examining all the case materials would be a premature decision, because the currently available measure of restraint (detention) will ensure the proper procedural behavior of the accused at this stage of the proceedings.

It is important to pay attention to the fact that the prosecution, similarly to the defense, asked to examine all the materials of the case, while the defense believes that the study of this evidence will confirm the inexpediency of keeping the accused in custody, and maybe even his innocence, and the prosecution on the contrary, believes that it will justifies the need to apply this particular measure of restraint.

After consulting, the court decided to reject the defense’s petition to change the measure of restraint from detention to a personal obligation.

In “Labita v. Italy”, para. 152, the European Court of Human Rights stated that, first of all, national judicial authorities must ensure that, in any given case, the detention of an accused does not exceed a reasonable time. To this end, they should examine all the pros and cons of the existence of a genuine public interest requirement that, despite due respect for the principle of the presumption of innocence, would justify a departure from the rule of respect for personal liberty, and set them out in their decision on rejection of the application for release.

In this regard, the experts of the International Society for Human Rights believe that the study of the above-mentioned materials, which both parties consider so important for production, should be investigated as soon as possible in order to ensure the so-called “due diligence” on the part of the national court (“Klyakhin v. Russia”, para. 61).

The next hearing will take place on 02.02.2021 at 2:00 pm. The International Society for Human Rights will continue to monitor these criminal proceedings to clarify all the details.