Мониторинг дела Сергея Сергеева и других (Заседание 17.02.2020 года)

17 февраля 2020 года в Коммунарском суде г. Запорожья состоялось заседание по делу макеевских водителей Сергея Сергеева и Андрея Горбаня, а также трех сотрудников Запорожского управления социальной защиты: Виктории Волошиной, Анны Хохотвы и Юлии Семенюк, обвиняемых в совершении преступлений по ч.1 ст.255 УК Украины (создании преступной организации), ч.5 ст. 191 (присвоение, растрата имущества в особо крупных размерах или завладение им путем злоупотребления служебным положением по предварительному сговору организованной группой лиц) ч.2, 4 ст. 28 (совершение преступления организованной группой или преступной организацией по предварительному сговору), ч. 1 ст.366 (служебный подлог), ч.1 ст. 258-3 (другое содействие созданию или деятельности террористической группы или террористической организации), ч.2, 3 ст.258-5 (финансирование терроризма повторно или из корыстных побуждений, или по предварительному сговору группой лиц, либо в особо крупном размере).

Потерпевшим по делу проходит Пенсионный фонд, хотя сами пенсионеры, средства которых якобы были незаконно переданы террористам, исков не подавали.

За последние заседания суд трижды выносил постановление о доставке в заседание арестованных транспортных средств водителей. Два раза прокуратура игнорировала решение суда. На этот раз автомобили были доставлены обвиняемыми в присутствии ответственных лиц из СБУ. Коллегия суда осмотрела автомобили на стоянке перед зданием суда, а затем в зале заслушала обвиняемых С. Сергеева и А. Горбаня.

Андрей Горбань заявил, что из его авто пропали новый аккумулятор, набор ключей, огнетушитель, аптечка, буксировочный трос, колпаки с дисков. Также, по его словам, была снята новая зимняя резина, а вместо нее поставлена старая летняя. Кроме того, по дороге в суд у машины чуть не отпало переднее колесо. От машины оторвана обшивка, пластмасса возле лобового стекла, есть вмятина на корпусе возле днища. По словам Горбаня, автомобиль проходил техобслуживание за 5 дней до задержания и ареста и был в отличном техническом состоянии.

Сергей Сергеев также указал, что новая зимняя резина и аккумулятор из его машины исчезли. Кроме того, появились трещины на лобовом стекле, вмятина на заднем крыле, задняя фара разбита, обшивка салона вырвана, сидения порезаны. Кроме того, пропали хранившиеся в бардачке запасные очки.

Ответственный за хранение вещественных доказательств сотрудник СБУ сообщил, что автомобили, хранящиеся на стоянке СБУ уже 3 года, ему передали только 1,5 года назад и без описи.

В ходе заседания выяснилось, что и по техпаспорту, и по факту, в автомобилях Сергеева и Горбаня 7 посадочных мест (8 с водителем), тогда как в обвинительном акте написано, что каждый из водителей перевозил более 10 пенсионеров.

Адвокат Антонина Шостак подала ходатайство о снятии ареста в части запрета на пользование автомобилями и заявила, что будет проведена техническая экспертиза, чтобы привлечь к ответственности виновных в ненадлежащей сохранности вещдоков.

Суд принял решение рассмотреть ходатайство на следующем заседании и перенес слушание на 9 апреля 2020 года.

Международное общество прав человека выражает обеспокоенность относительно заявлений о порче и пропаже находящегося на ответственном хранении в СБУ собственности обвиняемых, что подпадает под действие ст.1 протокола №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая гласит:

«Каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права».

Кроме того, ч.2 ст.100 УПК Украины гласит, что «сторона уголовного производства, которой предоставлено вещественное доказательство или документ, обязана хранить их в состоянии пригодном для использования в уголовном производстве». Часть 4 той же статьи предполагает, что «в случае потери или уничтожения стороной уголовного производства предоставленного ему вещественного доказательства, она обязана вернуть владельцу такую ​​же вещь или возместить ее стоимость». Согласно статьи 194 Уголовного кодекса Украины, умышленное уничтожение или порча имущества наказывается штрафом до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет.

В п. 50 Решения ЕСПЧ по делу «ООО Гастроном против России» от 19 марта 2019 года, Европейский Суд отмечает, что правоохранительные и судебные органы обязаны принимать разумные меры для хранения вещественных доказательств, а национальное законодательство должно предусматривать возможность предъявления иска к государству о взыскании ущерба из-за неправильного хранения изъятого имущества. При этом процедура подачи таких исков должна быть эффективной, чтобы собственник мог реально защитить свои права.

С целью соблюдения права на справедливый суд, эксперты Международного общества прав человека продолжат мониторинг данного судебного процесса.

Monitoring the case of Sergey Sergeyev and others (Session on February 17, 2020)

On February 17, 2020, in the Kommunarsky court of Zaporozhye, a session was held on the case of Makeevka drivers Sergey Sergeyev and Andrey Gorban, as well as three employees of the Zaporozhzhya Social Security Administration: Victoria Voloshina, Anna Khokhotva and Yulia Semenyuk, accused of committing crimes under Part 1 of Art. 255 of the Criminal Code of Ukraine (creation of a criminal organization), Part 5, Art. 191 (appropriation, embezzlement of property on an especially large scale or seizure by abuse of official position by prior conspiracy by an organized group of persons) Part 2, Article 4 28 (commission of a crime by an organized group or criminal organization by prior conspiracy), part 1 of article 366 (official forgery), part 1 of article 258-3 (other assistance to the creation or activities of a terrorist group or terrorist organization), Part 2, 3 of Article 258-5 (financing of terrorism repeatedly or from selfish motives, or by prior conspiracy by a group of persons, or on an especially large scale).

The Pension Fund undergoes as the victim in the case, although pensioners themselves, whose funds were allegedly illegally transferred to terrorists, did not file lawsuits.

Over the past hearings, the court ruled three times on the delivery to the hearing of arrested vehicles of drivers. Two times the prosecutor’s office ignored the court’s decision. This time the cars were delivered by the accused in the presence of responsible persons from the Ukrainian secret service (SBU). The board of the court examined the cars in the parking lot in front of the courthouse, and then in the courtroom heard the accused S. Sergeyev and A. Gorban.

Andrei Gorban said that a new battery, a set of keys, a fire extinguisher, a first-aid kit, a tow rope, and caps from disks disappeared from his car. Also, according to him, a new winter tire was removed, and the old summer one was replaced instead. In addition, on the way to the court, the front wheel nearly fell off. Sheathing is torn from the car, plastic near the windshield, there is a dent on the body near the bottom. According to Gorban, the car was serviced 5 days before the arrest and was in excellent technical condition.

Sergey Sergeyev also indicated that the new winter tires and battery from his car disappeared. In addition, cracks appeared on the windshield, a dent in the rear, the taillight was broken, the interior trim was torn out, and the seats were cut. In addition, the spare glasses stored in the glove compartment were lost.

The officer of the SBU responsible for storing material evidence said that the cars stored in the parking lot of the SBU for 3 years were transferred to him only 1.5 years ago and without an inventory.

During the session, it turned out that according to the data sheet and in fact, there were 7 seats (8 with a driver) in Sergeyev and Gorban’s cars, while the indictment states that each of the drivers transported more than 10 pensioners.

Lawyer Antonina Shostak filed a motion to remove the arrest regarding the ban on the use of cars and said that a technical examination would be carried out in order to hold accountable those responsible for the improper preservation of material evidence.

The court decided to consider the motion at the next hearing and adjourned the hearing to April 9, 2020.

The International Society for Human Rights expresses concern about allegations of damage and loss of property (of the accused) held in custody at the SBU, which falls under Article 1 of Protocol No. 1 to the Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms, which states:

“Every individual or legal body has the right to respect for his property. No one may be deprived of his property except in the public interest and under the conditions provided for by law and the general principles of international law.”

In addition, part 2 of article 100 of the Code of Criminal Procedure of Ukraine states that “the party of the criminal proceedings who have been provided with evidence or a document is required to keep them in a condition suitable for use in criminal proceedings”. Part 4 of the same article assumes that “in the event of a loss or destruction by a party to criminal proceedings of the material evidence provided to him, he is obliged to return the same thing to the owner or to reimburse its cost.” According to Article 194 of the Criminal Code of Ukraine, intentional destruction or damage to property is punishable by a fine of up to fifty tax-free minimum incomes of citizens or correctional labor for a term of up to two years, or imprisonment for a term of up to three years.

In paragraph 50 of the Decision of the ECtHR in the case of “LLC Gastronom v. Russia”, dated March 19, 2019, the European Court notes that law enforcement and judicial authorities are required to take reasonable measures to store material evidence, and national law should provide for the possibility of bringing an action against the state to recover damage due to improper storage of the seized property. Moreover, the procedure for filing such claims must be effective so that the owner can really protect his rights.

In order to comply with the right to a fair trial, experts from the International Society for Human Rights will continue to monitor this trial.