Мониторинг дела по обвинению Ковтун Марины Анатольевны (22.01.2020г.)

22.01.2020г. в Харьковском апелляционном суде проводилось слушание по жалобе М.Ковтун на решение Киевского районного суда г.Харьков, по приговору которого она была признана виновной в совершений уголовных преступлений, предусмотренных ч.1 ст.263, ч.5 ст.27, ч.2 ст.258 УК Украины. По совокупности преступлений ей было назначено наказание в виде 11 лет лишения свободы с конфискацией всего принадлежащего на праве собственности имущества.

В зале присутствовали прокурор, сторона защиты, помощник стороны защити, наблюдатели, секретарь и коллегия судей в полном составе, а именно – Люшня А.И., Савченко И.С. и Яковлева В.С.

Председательствующий судья заявил,  что судья Яковлева В.С. уже принимала участие в этом уголовном производстве в ходе досудебного расследования, рассматривая апелляционную жалобу адвоката Шадрина А.Е. на постановление следственного судьи о продлении сроков содержания под стражей. Поэтому, согласно статье 76 КПК Украины, судья Яковлева В.С. не имеет права принимать участие в рассмотрении данного дела. На этом основании судья заявила о самоотводе. Прокурор и сторона защиты не возражали против самоотвода. Суд, посовещавшись, принял решение удовлетворить заявление о самоотводе и назначить новую дату судебного заседания на 20.02.2020.

Дела, которые характеризуются длительным сроком их рассмотрения в судах первой инстанции, и, чаще всего, длительными сроками содержания под стражей, всегда проходят этап самоотводов судей в апелляции.

В подобных ситуациях важно помнить о разумных сроках рассмотрения дела. По мнению ЕСПЧ «требуя рассмотрения дел в “разумные сроки”, Конвенция о защите прав человека подчеркивает важность осуществления правосудия без задержек, что может поставить под угрозу его эффективность и авторитет» («Вернилло против Франции»). На сегодняшний день Марина Ковтун находится под стражей уже более пяти лет.

Представители МОПЧ продолжают мониторинг дела Марины Ковтун и надеяться, что рассмотрение дела в апелляции не затянется, как это случалось ранее в других производствах. Например, в деле Мехти Логунова, рассмотрение апелляционной жалобы на приговор откладывалось больше года по причине нехватки судей, а позже – неготовности зала к слушанию дела с грифом «секретно».

Monitoring the case of Marina Kovtun (01.22.2020)

01/22/2020 in the Kharkov Court of Appeal, a hearing was held on the complaint of M. Kovtun against the decision of the Kiev district court in Kharkov, by the verdict of which she was found guilty of criminal offenses under part 1 of article 263, part 5 of article 27, part 2 Article 258 of the Criminal Code of Ukraine. On the totality of crimes, she was sentenced to 11 years in prison with confiscation of all property.

The hearing was attended by the prosecutor, defense, assistant defense, observers, secretary and the panel of judges ( Lyushnya A.I., Savchenko I.S. and Yakovleva V.S.).

The presiding judge stated that the judge V. Yakovleva already participated in this criminal proceeding during the pre-trial investigation, considering the appeal of the lawyer Shadrin A.E. to the decision of the investigating judge on the extension of the terms of detention. Therefore, according to Article 76 of the CCP of Ukraine, Judge Yakovleva V.S. does not have the right to take part in the consideration of this case. On this basis, the judge recused herself. The prosecutor and the defense did not object to self-recusation. The court, having conferred, decided to satisfy the statement of self-recusation and set a new date for the hearing on 02.20.2020.

Cases, which are characterized by a long period of their consideration in the courts of first instance, and, most often, by long periods of detention in custody, always go through the stage of self-recusal of judges on appeal.

In such situations, it is important to keep in mind the reasonable time frames for considering the case. According to the ECtHR, “requiring a hearing within a “reasonable time”, the Convention for the Protection of Human Rights emphasizes the importance of administering justice without delay, which could jeopardize its effectiveness and credibility” (“Vernillo v. France”). Marina Kovtun has been in custody for more than five years.

Representatives of the ISHR continue to monitor the case of Marina Kovtun and hope that the consideration of the case in the appeal will not be delayed, as happened earlier in other proceedings. For example, in the case of Mehti Logunov, the consideration of the appeal against the verdict was postponed for more than a year due to the lack of judges, and later because the court hall was not ready to hear such case.