Мониторинг дела Игнатова Игоря Валентиновича и Глазунова Дмитрия Федоровича (заседание 28.09.2020)

28.09.2020 года в Высшем антикоррупционном суде Украины в режиме онлайн-трансляции состоялось рассмотрение дела в уголовном производстве номер 1-кп / 991/112/19 по обвинению экс-директора предприятия ГП “Укрхимтрансаммиак” Дмитрия Глазунова и экс-директора ПАО «Инфраструктура открытых ключей» Игоря Игнатова в совершении преступлений, предусмотренных ч. 5 ст. 191, ч.3 ст. 209 УК Украины, а именно: присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением в особо крупных размерах; легализация (отмывание) имущества, полученного преступным путем в особо крупных размерах.

Напомним, что 8 сентября 2017 детективы Национального антикоррупционного бюро задержали трех человек по подозрению в завладении и легализации более 40 млн грн средств государственного предприятия “Укрхимтрансаммиак”.

Ход заседания: судебное заседание началось с продолжения исследования доказательств по делу, в частности, документов, связанных с правами на изобретение как на объект интеллектуальной собственности. Прокурор начал описание нового тома доказательств по делу.

Адвокат Батюсь Т.В. виступила с возражением относительно способа исследования доказательств в данном судебном процессе, обращая внимание на ст. 32 УПК Украины, а именно на тот факт, что исследование доказательств по делу должно производиться непосредственно судом, что, по ее мнению, заключается в определении значения этих документов для дела, а не цитированием документов, чем, по ее словам, занимался прокурор.

В. п. 18 Постановления ВСУ от 21 января 2016 года в деле № 5-249кс16 суд отмечает, что непосредственность исследования доказательств означает обращенное в суд требование закона об исследовании им всех собранных в конкретном уголовном производстве доказательств путем допроса обвиняемых, потерпевших, свидетелей, эксперта, учитывая вещественные доказательства, объявление документов, воспроизведение звукозаписей, видеозаписей и тому подобное. Это основа уголовного судопроизводства, имеющая значение для полного выяснения обстоятельств уголовного производства и его объективного решения. Непосредственность восприятия доказательств позволяет суду надлежащим образом исследовать и проверить их (как каждое доказательство отдельно, так и во взаимосвязи с другими доказательствами), осуществить их оценку по критериям, определенным в части 1 статьи 94 УПК, и сформировать полное и объективное представление о фактических обстоятельствах конкретного уголовного производства.

Кроме этого, были исследованы сведения о телефонных звонках обвиняемого Д.Ф. Глазунова, которые содержались на диске в электронном виде, с целью выяснения его связи с обвиняемым И.В. Игнатовим.

На что сторона защиты заявила, что факт установления телефонной связи между двумя обвиняемыми устанавливает только сам факт существования этой связи, но никоим образом не является доказательством осуществления ими совместной преступной деятельности.

Европейский суд при формировании доказательственной базы не запрещает использовать данные, полученные в ходе оперативно-розыскной деятельности. Но национальный законодатель, по мнению ЕСПЧ, должен предусмотреть в установленном законом порядке процедуру такой деятельности: сбора необходимый сведений, привлечение таких сведений в качестве доказательств, а также контроль за такой деятельностью (“Раманаускас против Литвы»).

Следующее заседание назначено на 12.10.2020 в 14.00. Международное общество прав человека продолжит мониторинг данного судебного процесса.

Monitoring of the case of Igor Ignatov and Dmitry Glazunov (session 28.09.2020)

On September 28, 2020, the Supreme Anti-Corruption Court of Ukraine held an online broadcast of the case in criminal proceedings No. 1 / 991/112/19 on charges of the ex-director of the enterprise SE “Ukrhimtransammiak” Dmitry Glazunov and ex-director of PJSC “Infrastructure of public keys” Igor Ignatov of committing crimes under Part 5 of Art. 191, part 3 of Art. 209 of the Criminal Code of Ukraine, namely: appropriation, waste of property or taking possession of it by abuse of official position on an especially large scale; legalization (laundering) of property obtained by criminal means on an especially large scale.

Recall that on September 8, 2017, detectives of the National Anti-Corruption Bureau detained three people on suspicion of seizing and legalizing more than 40 million UAH of funds from the state enterprise “Ukrhimtransammiak”.

Course of the session: the court session began with the continuation of the examination of evidence in the case, in particular, documents related to the rights to an invention as an object of intellectual property. The prosecutor began describing a new volume of evidence in the case.

Lawyer T.V. Batyus filed an objection regarding the way of examining evidence in this trial, drawing attention to Art. 32 of the Code of Criminal Procedure of Ukraine, namely the fact that the examination of evidence in the case must be carried out directly by the court, which, in her opinion, is to determine the meaning of these documents for the case, and not to cite documents, which, according to her, the prosecutor was doing.

Clause 18 of the Resolution of the Supreme Court of Ukraine of January 21, 2016 in case No. 5-249×16, the court notes that the immediacy of the examination of evidence means the law’s requirement to the court to investigate all evidence collected in a specific criminal proceeding by interrogating the accused, victims, witnesses, an expert, considering physical evidence, announcement of documents, reproduction of sound recordings, video recordings, and the like. This is the basis of criminal proceedings, which is important for a complete clarification of the circumstances of criminal proceedings and its objective decision. Immediacy of perception of evidence allows the court to properly examine and verify them (both each piece of evidence separately and in conjunction with other evidence), evaluate them according to the criteria defined in part 1 of Article 94 of the CCP, and form a complete and objective picture of the actual circumstances of a particular criminal proceeding.

In addition, information about the phone calls of the accused D.F. Glazunov, which were contained on the disk in electronic form were studied, in order to clarify his connection with the accused I.V. Ignatov.

The defense stated that the fact of establishing a telephone connection between the two accused establishes only the very fact of the existence of this connection, but in no way is proof of their joint criminal activity.

When forming the evidence base, the European Court does not prohibit the use of data obtained in the course of operational-search activities. But the national legislator, according to the ECtHR, must provide in the manner prescribed by law for the procedure for such activities: collecting the necessary information, using such information as evidence, as well as monitoring such activity (“Ramanauskas v. Lithuania”).

The next hearing is scheduled for 10.12.2020 at 2:00 pm. The International Society for Human Rights will continue to monitor this trial.