Мониторинг уголовного производства Близнюка И.А., Головкина А.О., Хлаповского Ю.М. (заседания 10.03. и 11.03.2020)

10 марта 2020 года в Орджоникидзевском районном суде г. Харькова проводилось слушанье по делу № 644/192/18 по обвинению Близнюка И.А., Головкина А.О, Хлаповского Ю.М. по ч. 1 ст. 255, ч. 4 ст. 28, ч. З ст. 146, ч. 4 ст. 28, ч. 4 ст. 189, ч. 1 ст. 263 УК Украины.

Обвинительный акт поступил в Орджоникидзевский районный суд г. Харькова 11 января 2018 года. Таким образом, уголовное производство слушается уже более двух лет и пребывает на этапе исследования доказательств. Судьи и адвокаты обратили внимание на систематическую неявку потерпевших и прокурора. Из-за такой неявки заседания переносятся.

Ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод (далее – Конвенция)  признает за каждым лицом, преследуемым по уголовному делу, право получить в разумный срок окончательное решение об обоснованности обвинения, направленного против него, а точнее достижение того, чтобы обвиняемые не оставались в течении долгого времени под тяжестью обвинения и чтобы было вынесено решение об обоснованности обвинения («Вемхов против Германии» п. 18, «Джулия Манцони против Италии» п. 25, «Броуган и другие против Соединенного Королевства» п. 65). Положения ст.6 Европейской конвенции по правам человека также свидетельствуют о том, что обвиняемые лица не могут слишком долго пребывать в неведении относительно своей судьбы («Нахманович против России» п.89, «Иванов против Украины» п.71).

Однако, суды лишаются возможности рассматривать дела в разумные сроки в случае, если одна из сторон (в данном производстве это сторона обвинения) систематически игнорирует свои обязанности и не является на судебные заседания.

10 марта коллегия судей рассматривала ходатайство о продлении меры пресечения для Близнюка И.А. (круглосуточный домашний арест), Хлаповского Ю.М. (содержание под стражей), Головкина А.О. (содержание под стражей). А на следующий день – 11 марта 2020 года было оглашено определение суда относительно продления мер пресечения обвиняемым: Хлаповскому Ю.М. и Головкину А.О. был продлен срок содержания под стражей продлен, однако Близнюку И.А. мера пресечения была изменена с круглосуточного домашнего ареста на частичный домашний арест (с правом покидать жилье в определенный период суток). Такие изменения обоснованы наличием тяжелого заболевания обвиняемого (гепатит) и необходимостью адекватного лечения. Международное общество прав человека обращает внимание на то, что ЕСПЧ неоднократно настаивал на том, что государство [в лице судебных органов] должно обеспечивать, чтобы лицо не подвергалось бедствиям и тяготам, интенсивность которых превышает неизбежный уровень страданий, присущих содержанию под стражей («Криволапов против Украины»). Таким образом решение суда об изменении меры пресечения в связи с необходимостью лечения является положительным фактом в свете выделения МОПЧ негативной тенденции «пытки и унижающее человеческое достоинство отношение» (Доклад за 2019 год), включающей не предоставление лицам, находящимся под стражей, необходимой медицинской помощи.

Кроме того, следует обратить внимание, что обвиняемые, во время судебного слушанья находились рядом с защитниками, а не в стеклянных боксах, что также является позитивным в аспекте ст. 3 Конвенции.

Данный процесс был выбран Международным обществом прав человека в связи с усложнением процесса проведения мониторинга права на справедливый суд. Детали данного дела будут в дальнейшем уточняться наблюдателями МОПЧ.

Monitoring of criminal proceedings of Bliznyuk I.A., Golovkin A.O., Khlapovsky Yu.M. (sessions 03.10.2020 and 03.11.2020)

On March 10, 2020, a hearing was held in the Ordzhonikidze district court of Kharkov in the case No. 644/192/18 on charges of I.A. Bliznyuk, A.O. Golovkin, and Yu.M. Khlapovsky (part 1 of Article 255, part 4 of article 28, part 3 of article 146, part 4 of article 28, part 4 of article 189, part 1 of article 263 of the Criminal Code of Ukraine).

The indictment was filed with the Ordzhonikidze District Court of Kharkov on January 11, 2018. Thus, criminal proceedings have been heard for more than two years and are at the stage of investigation of evidence. Judges and lawyers drew attention to the systematic failure to appear of victims and the prosecutor. Due to such non-appearance, hearings are adjourned.

Art. 6 of the Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms (hereinafter – the Convention) recognizes the right of every person prosecuted in a criminal case to receive a final decision within a reasonable time on the validity of a charge against him, more precisely, the achievement that the accused did not remain for a long time under the weight of the charge and that a decision was made on the validity of the charge (“Vemkhov v. Germany”, para. 18, “Julia Manzoni v. Italy”, para. 25, “Brogan and others v. United Kingdom” p. 65). The provisions of Article 6 of the European Convention on Human Rights also indicate that accused persons cannot remain in ignorance for too long about their fate (“Nakhmanovich v. Russia”, para. 89, “Ivanov v. Ukraine”, para. 71).

However, the courts are deprived of the opportunity to consider cases within a reasonable time if one of the parties (in this case it is the prosecution) systematically ignores its obligations and does not appear at court hearings.

On March 10, the panel of judges considered a request for an extension of the measure of restraint for Bliznyuk I.A. (round-the-clock house arrest), Khlapovsky Yu.M. (detention), Golovkina A.O. (detention). And the next day – March 11, 2020, the court ruling on the extension of measures of restraint by the accused was announced: Khlapovsky Yu.M. and Golovkin A.O. the period of detention was extended, however, for I. Bliznyuk the measure of restraint was changed from round-the-clock house arrest to partial house arrest (with the right to leave housing during a certain period of the day). Such changes are justified by the presence of a serious illness of the accused (hepatitis) and the need for adequate treatment. The International Society for Human Rights draws attention to the fact that the ECtHR has repeatedly insisted that the state [represented by the judiciary] should ensure that the person is not subjected to disasters and hardships whose intensity exceeds the inevitable level of suffering inherent in detention (“Krivolapov v. Ukraine”). Thus, the court’s decision to change the measure of restraint in connection with the need for treatment is a positive fact in light of the allocation by the ISHR of the negative trend of “torture and degrading treatment” (Report for 2019), including the failure to provide persons in custody with the necessary medical care.

In addition, it should be noted that during the trial the defendants were next to the defenders and not in the glass boxes, which is also positive in the aspect of Art. 3 of the Convention.

This proceeding was chosen by the International Society for Human Rights in connection with the complication of the process of monitoring the right to a fair trial. The details of this case will be further clarified by the ISHR observers.