Мониторинг дела Ванжы Светланы (заседание 24.06.2020 года)

24 июня 2020 г. в режиме онлайн в Ленинском районном суде города Запорожья проводилось слушание по делу Ванжы Светланы, которая обвиняется в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.155 (умышленное убийство) Уголовного кодекса Украины.

В зале присутствовали прокурор, сторона защиты, потерпевшая, обвиняемая, секретарь и коллегия судей: Турбина Т.Ф., Козлова Н.Ю., Гнатюк А.М.

Судебный процесс по обвинению Ванжы Светланы длится с сентября 2018 года.

В ходе судебного заседания 24.06.2020 года исследовались вещественные доказательства (паспорт обвиняемой, кухонные ножи, мобильные телефоны), после чего сторона защиты подала ходатайство о необходимости сделать запрос о номере телефона и получении информации, кто именно вызвал скорую медицинскую помощь, так как показания свидетеля и потерпевшей разняться.

Прокурор заявил ходатайство о продлении меры пресечения в виде содержания под стражей, мотивируя его тем, что на данный момент уголовное производство не может быть завершено, при этом обвиняемая, осознавая степень тяжести совершенного преступления и последующего наказания, во избежание привлечения к уголовной ответственности и дальнейшего наказания, может скрываться от суда. Учитывая личность обвиняемой, характер и степень тяжести преступления, в котором обвиняется С. Ванжа, применение более мягкого пресечения считает недостаточным. Адвокат обвиняемой возразил против ходатайства прокурора, но собственное ходатайство об изменении меры пресечения на более мягкую заявлять не стал. Это, по мнению наблюдателя, может свидетельствовать о слабой позиции защиты.

За весь период судебного процесса мера пресечения в виде содержания обвиняемой под стражей не менялась. Суд, заслушав мнения сторон, удовлетворил все ходатайства сторон.

МОПЧ обращает внимание, что в ходе всего судебного процесса обвиняемая находится в стеклянном боксе. Европейский суд по правам человека неоднократно в своих решениях, в частности “Свинаренко и Сляднев против России” и “Лабита против Италии” констатировал, что содержание обвиняемых в определенных случаях в металлической клетке, или даже в стеклянном боксе – может считаться нарушением ст. 3 и ст.6 Конвенции о защите прав человека.Европейский Суд также отмечает, что Армения и Грузия, например, убрали клетки в своих залах судебных заседаний, в результате реформ.

Суд огласил перерыв до 28.07.2020 года. Международное общество прав человека продолжит мониторинг и выяснение всех деталей данного дела.

Monitoring the case of Svetlana Vanzha (hearing on June 24, 2020)

On June 24, 2020, an online hearing was held in the Leninsky District Court of the city of Zaporozhye in the case of Svetlana Vanzha, who is accused of committing a criminal offense under Part 1 of Article 155 (premeditated murder) of the Criminal Code of Ukraine.

The session was attended by the prosecutor, the defense, the victim, the accused, the secretary and the panel of judges: T.F. Turbina, N.Y. Kozlova, A.M. Gnatyuk.

The trial against Svetlana Vanzha has been going on since September 2018.

During the court session on June 24, 2020, material evidence was examined (passport of the accused, kitchen knives, mobile phones). After that the defense filed a petition about the need to make a request for a phone number and obtain information about who exactly called an ambulance, since the testimony of the witness and the victim was different.

The prosecutor filed a petition for an extension of the measure of restraint in the form of detention, motivating it by the fact that at the moment the criminal proceedings cannot be completed, while the accused, realizing the severity of the crime committed and subsequent punishment, in order to avoid being brought to criminal responsibility and further punishment may be hiding from the court. Taking into account the personality of the accused, the nature and severity of the crime in which S. Vanzha is accused, the application of milder restraint is considered insufficient. The defendant’s lawyer objected to the prosecutor’s petition but did not file his own petition to change the measure of restraint to a softer one. This, according to the observer, may indicate a weak position of the defense.

For the entire period of the trial, the measure of restraint in the form of keeping the accused in custody has not changed. The court, having heard the opinions of the parties, satisfied all the requests of the parties.

The ISHR draws attention to the fact that during the entire trial, the accused was in the glass box. The European Court of Human Rights has repeatedly stated in its decisions, in particular “Svinarenko and Slyadnev v. Russia” and “Labita v. Italy”, that keeping the accused in certain cases in a metal cage, or even in a glass box, may be considered a violation of Articles 3 and 6 of the Convention for the Protection of Human Rights.

The Court also notes that Armenia and Georgia, for example, removed the cages in their courtrooms as a result of reforms.

The court announced a break until July 28, 2020. The International Society for Human Rights will continue to monitor and clarify all the details of this case.