Мониторинг дела Поповской Инны Петровны (заседание 24.06.2020)

24.06.2020 года в Апелляционной палате Высшего антикоррупционного суда состоялось рассмотрение апелляционной жалобы прокурора и адвоката обвиняемой Поповской И.П. на решение следственного судьи о применения меры пресечения в виде залога в деле № 991/4815/20  по обвинению Поповской Инны Петровны – директора департамента коммунальной собственности Одесского горсовета, председателя постоянной комиссии и руководителя юридического департамента Одесского горсовета, в совершении преступлений предусмотренных ч.5 ст. 27 УК Украины (пособничество), ч.5 ст. 191 УК Украины (присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением совершены в особо крупных размерах или организованной группой). Поповской Инне инкриминируется завладение средствами территориальной громады Одессы при закупке городом почти за 150 млн грн нежилых строений бывшего аэродрома «Застава» на Тираспольском шоссе, 22г, якобы для расширения Западного кладбища.

Уголовное производство рассматривается коллегиально, в составе судьей: Глотов М.С., Павлышин О.Ф., Семенныков О.Ю. Судебное заседание по данному делу было назначено на 16:00. Международное общество прав человека начало мониторинг данного дела с использованием официальной видеотрансляции на сайте Судебной власти Украины в связи со сложностью личного присутствия наблюдателей МОПЧ в залах судебных заседаний.

Ход заседания. В судебном заседании обвиняемая Поповская И.П. возразила против апелляционной жалобы прокурора, который просил суд пересмотреть сумму залога в сторону его увеличения с 630.600 грн до 5.658.000 грн, так как, по ее мнению, само обвинение является необоснованным и не мотивированным.

С ее слов, в основу подозрения были положены ложные обвинение группы лиц с ее участием  в использовании коррупционной схемы по осуществлению выкупа зданий  и сооружений для расширения кладбища “Западное” в Одессе, по которой, по мнению стороны обвинения, чиновники могли присвоить 131 млн гривен, искусственно завысив цену на землю на участке расположения ООО Авиакомпания “Одесса”.

Кроме того, риски, на которые ссылается прокурор, по мнению обвиняемой, не обоснованы. У стороны обвинения в подтверждение приведенных рисков отсутствуют какие-либо доказательства. Назначенный судом залог в размере 630.600 грн сроком на 2 месяца является чрезмерным и необоснованным. Поповская И.П. просила суд отменить постановление следственного судьи и вынести новое решение об отказе в применении меры пресечения.

ЕСПЧ по этому поводу повторяет, что требование, что подозрение должно основываться на разумных основаниях, является значительной частью гарантии недопущения произвольного задержания. Более того, при отсутствии обоснованного подозрения, лицо не может быть ни при каких обстоятельствах задержано или взято под стражу с целью принуждения его признаться в преступлении, свидетельствовать против других лиц или с целью получения от него фактов или информации, которые могут служить основанием для обоснованного подозрения («Чеботарь против Молдовы», п. 48). По мнению Поповской И., обвинение ее в совершении преступления основано на домыслах без наличия каких-либо доказательств.

Международное общество прав человека согласно с ЕСПЧ в части того, что некомпетентность и ненадлежащая работа государственных органов, которая может привести к установлению несправедливой суммы залога может считаться нарушением Конвенции о защите прав и основных свобод человека. Поскольку вопрос, который рассматривается, является основным правом на свободу, гарантированным статьей 5, органы власти должны прилагать максимум усилий для установления надлежащего размера залога. Кроме того, размер залога, должно быть надлежащим образом обосновано («Гафа против Мальты», п. 70, «Мангурас против Испании», п. 79-80).

Также обвиняемая поддержала апелляционную жалобу своего защитника Лысака О.М. Сторона защиты возразила против жалобы прокурора, ссылаясь на необоснованность подозрений и недоказанности наличия рисков, предусмотренных ст. 177 УПК Украины. Адвокат просил суд отменить постановление следственного судьи и вынести новое решение об отказе в применении меры пресечения.

Прокурор Специализированной антикоррупционной прокуратуры Офиса Генерального прокурора возразил против жалобы стороны защиты, а также поддержал свою апелляционную жалобу. Мотивируя тем, что обвиняемая Поповская И.П. может попытаться скрыться от органов досудебного расследования, незаконно влиять на свидетелей, уничтожить или исказить доказательства, в том числе в связи с тем, что ее не отстранили от должности и она имеет к доказательствам свободный доступ.

Досудебным расследованием было установлено, что цена земли составила более 146 млн гривен. Однако экспертиза в рамках расследования НАБУ и САП, установила, что ее реальная стоимость составляла около 15 млн гривен, то есть цену завысили фактически в 10 раз.

Кроме того, сторона обвинения не согласна с размером залога и просит суд изменить постановления следственного судьи в части размера залога и избрать залог размером в 5 млн. 658 тис. грн. По мнению прокурора, подозрение есть мотивированным учитывая то, что преступные деяния Поповской И.П. заключаются именно в пособничестве, которое оказалось в визировании проекте решения по осуществлению купли-продажи зданий и сооружений на земельном участке размером 141 га, на котором расположена ООО Авиакомпания “Одесса”. Не осуществила правовой экспертизы оценки стоимости указанных объектов.

Суд, посовещавшись, принял решение отказать в удовлетворении апелляционной жалобы прокурора Специализированной антикоррупционной прокуратуры Офиса Генерального прокурора и в удовлетворении апелляционной жалобы защитника Лысака О.М., оставив решение следственного судьи без изменений.

Monitoring of the case of Popovskaya Inna Petrovna (hearing on June 24, 2020)

On June 24, 2020, the Appellate Chamber of the Supreme Anti-Corruption Court considered the appeal of the prosecutor and lawyer of the accused I.P. Popovskaya on the decision of the investigating judge on the application of a measure of restraint in the form of bail in case No. 991/4815/20 on the charge of Popovskaya Inna Petrovna – Director of the Department of Communal Property of the Odessa City Council, Chairman of the Standing Commission and Head of the Legal Department of the Odessa City Council, in the commission of crimes under Part 5 of Article 27 of the Criminal Code of Ukraine (complicity), part 5 of Article 191 of the Criminal Code of Ukraine (misappropriation, embezzlement or seizure of property by abuse of official position committed on an especially large scale or by an organized group). Popovskaya Inna is accused of taking possession of the funds of the territorial community of Odessa when the city purchased non-residential buildings of the former “Zastava” airfield on Tiraspolskoe highway, 22g for almost UAH 150 million, allegedly for the expansion of the Western cemetery.

Criminal proceedings are considered collegially, consisting of a judge: M.S. Glotov, O.F. Pavlyshin, O.Y. Semennykov. The hearing on this case was scheduled for 4:00 pm. The International Society for Human Rights began monitoring this case using the official video broadcast on the website of the Judicial Power of Ukraine due to the difficulty of the personal presence of the ISHR observers in the courtrooms.

The course of the hearing. At the hearing the accused Popovskaya I.P. objected to the appeal of the prosecutor, who asked the court to revise the amount of the bail in the direction of its increase from UAH 630.600 to UAH 5.658.000, since, in her opinion, the accusation itself is unfounded and not motivated.

According to her, the suspicion was based on the false accusation of a group of persons with her participation in the use of a corruption scheme to buy out buildings and structures to expand the Western cemetery in Odessa, according to which, officials could embezzle UAH 131 million inflating the price of land on the site of the location of “Odessa” Airlines LLC.

Moreover, in the accused’s opinion, the risks referred to by the prosecutor are not justified. The prosecution has no evidence to support the above risks. The court-appointed bail in the amount of UAH 630.600 for a period of 2 months is excessive and unreasonable. Popovskaya I.P. asked the court to cancel the decision of the investigating judge and make a new decision to refuse to apply a measure of restraint.

The ECtHR reiterates on this point that the requirement that suspicion should be based on reasonable grounds is a significant part of the guarantee against arbitrary detention. Moreover, in the absence of reasonable suspicion, a person cannot under any circumstances be detained or taken into custody for the purpose of forcing him to confess to a crime, testify against other persons or in order to obtain from him facts or information that may serve as a basis for reasonable suspicion. (“Cebotari v. Moldova”, para. 48). According to I. Popovskaya, her charge of committing a crime is based on speculation without any evidence.

The International Society for Human Rights agrees with the ECtHR that incompetence and improper work of state authorities, which may lead to the establishment of an unfair amount of bail, can be considered a violation of the Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms. Since the issue under consideration is the fundamental right to freedom guaranteed by Article 5, the authorities should make every effort to establish an appropriate amount of bail. In addition, the amount of the bail must be properly justified (“Gafa v. Malta”, para. 70, “Manguras v. Spain”, paras. 79-80).

Also, the accused supported the appeal of her lawyer Lysak O.M. The defense objected to the prosecutor’s complaint, referring to the groundlessness of suspicions and lack of evidence of the existence of the risks provided for by Article 177 of the Criminal Procedure Code of Ukraine. The lawyer asked the court to cancel the decision of the investigating judge and make a new decision refusing to apply a measure of restraint.

The prosecutor of the Specialized Anti-Corruption Prosecutor’s Office of the Office of the Attorney General objected to the complaint of the defense, and also upheld his appeal. Citing the fact that the accused Popovskaya I.P. may try to hide from the pre-trial investigation authorities, unlawfully influence witnesses, destroy or distort evidence due to the fact that she was not removed from office and she has free access to evidence.

The pre-trial investigation established that the price of the land was over UAH 146 million. However, an examination within the framework of the investigation, established that its real cost was about UAH 15 million, that is, the price was actually overstated 10 times.

In addition, the prosecution disagrees with the size of the bail and asks the court to change the decisions of the investigating judge regarding the size of the bail and choose a bail of UAH 5 million 658 thousand. According to the prosecutor, the suspicion is motivated given the fact that the criminal acts of I.P. Popovskaya consist precisely in complicity, which turned out to be in the approval of the draft decision on the implementation of the sale and purchase of buildings and structures on a land plot measuring 141 hectares, on which the “Odessa” Airlines LLC is located. She did not carry out a legal examination of the appraisal of the value of these objects.

The court, having consulted, decided to refuse to satisfy the appeal of the prosecutor of the Specialized Anti-Corruption Prosecutor’s Office of the Office of the Prosecutor General and refuse to satisfy the appeal of the defense lawyer Lysak O.M, leaving the decision of the investigating judge unchanged.