Мониторинг дела Юрия Россошанского (заседание от 25 января 2021 года)

25 января 2021 года в Шевченковском районном суде г. Киева продолжили рассматривать дело Юрия Россошанского об убийстве правозащитницы Ирины Ноздровской. Ему  инкриминируют  п.4 ч.2 ст. 115 (умышленное убийство, совершенное с особой жестокостью) УК Украины.

Напомним, 29 декабря 2017 года стало известно об исчезновении известной правозащитницы Ирины Ноздровской. А 1 января 2018 года ее тело нашли в реке возле села Демидов Киевской области. Спустя некоторое время полиция задержала подозреваемого в убийстве — Юрия Россошанского. Тогда он сознался в содеянном, заявив, что убил Ноздровскую из личной неприязни, но в скором времени он отказался от своих свидетельств. Обвиняемому грозит до 15 лет или пожизненное лишение свободы.

Заседание началось с ходатайства потерпевшей (матери Ирины Ноздровской), которая продолжает требовать, чтобы органы следствия получили доступ к перепискам её дочери в соцсетях. Она уверена, что там есть вся необходимая для расследования дела информация. Судья отметил, что сейчас этого сделать нельзя, так как необходимо придерживаться определенной процедуры.

На данном заседании суд продолжил исследовать доказательства, а именно видеофайлы обыска жилья обвиняемого. Потерпевшие, как и в предыдущие разы, утверждали, что обвиняемый говорит неправду и за убийством стоят совсем другие люди.

Сторона защиты также заявила ходатайство о том, что протокол обыска жилья от 9 января 2018 года и исследованная видеозапись – недопустимые доказательства и подлежат исключению из перечня доказательств по делу, так как органы досудебного расследования не придерживались требований статей 104, 223, 234, 236 УПК Украины. Поскольку к материалам дела были приобщены  доказательства, полученные с нарушением процессуального законодательства – они могут расцениваться как сомнительные и,  предположительно, использоваться для усложнения дела, что влечет за собой затягивание процесса. Адвокат обозначил, что в протоколе записано 11 понятых, но на видео видно, что там было 18 людей. Если рассматривать характеристику самих понятых, то они вполне могут быть заинтересованными лицами по разным причинам.
Что касается вопроса оценки фактов, которые установлены на основании предполагаемых ненадежных доказательств, Европейский суд по правам человека почти всегда оставляет на усмотрение национального судьи. Если существуют серьезные сомнения в качестве доказательств, предоставленных стороной обвинения в уголовном деле, ЕСПЧ учитывает процессуальные гарантии в случае получения и изучения таких доказательств, а не повторно оценивает эти доказательства (п.102 постановления по делу «Корнелис против Нидерландов»). Тем не менее, Европейский суд подчеркивает, что рассматривая тему доказательств, основной вопрос в деле заключается в том, было ли уголовное разбирательство справедливым в целом, обеспечивая лицу гарантии права на защиту (Хеглас против Чешской республики, п. 89-92).

В данном случае, по мнению Международного общества прав человека, тот факт, что потерпевшие предлагают исследование доказательств, который могут подтвердить вину совсем других людей, а не Ю. Россошанского, несомненно требует внимания.

По мнению судьи, вопрос с доказательствами нужно исследовать более детально и дополнительно пересмотреть видео из первого обыска (от 4 января 2021 года), но уже на следующем заседании.

Международное общество прав человека продолжит уточнение деталей данного уголовного производства.

Monitoring of the case of Yuri Rossoshanskiy (hearing of January 25, 2021) 

On January 25, 2021, the Shevchenkovsky District Court of Kiev continued to consider the case of Yuri Rossoshansky on the murder of human rights activist Irina Nozdrovskaya. He is charged with Paragraph 4 of Part 2 of Art. 115 (premeditated murder committed with extreme cruelty) of the Criminal Code of Ukraine.

Recall that on December 29, 2017, it became known about the disappearance of the famous human rights defender Irina Nozdrovskaya. On January 1, 2018, her body was found in a river near the village of Demidov, Kiev region. Sometime later, the police detained a murder suspect, Yuri Rossoshansky. Then he confessed to what he had done, saying that he had killed Nozdrovskaya out of personal enmity, but he soon retracted his testimony. The accused faces up to 15 years or life imprisonment.

The hearing began with a petition from the victim (mother of Irina Nozdrovskaya), who continues to demand that the investigating authorities gain access to her daughter’s correspondence on social networks. She is sure that there is all the information necessary to investigate the case. The judge noted that this cannot be done now, since it is necessary to adhere to a certain procedure.

At this hearing, the court continued to examine the evidence, namely the video files of the search of the defendant’s home. The victims, as in previous times, claimed that the accused was not telling the truth and that completely different people were behind the murder.

The defense side also filed a petition that the report of the search of the home conducted on January 9, 2018 and the examined video are inadmissible evidence and should be excluded from the list of evidence in the case, since the pre-trial investigation bodies did not adhere to the requirements of Articles 104, 223, 234, 236 of the Criminal Procedure Code of Ukraine. Since evidence obtained in violation of procedural legislation was attached to the case materials, they can be regarded as doubtful and, presumably, used to complicate the case, which entails delaying the proceeding. The lawyer indicated that 11 attesting witnesses were recorded in the protocol, but the video shows that there were 18 people there. If we consider the characteristics of the attesting witnesses themselves, then they may well be interested persons for various reasons.

With regard to the question of assessing the facts that have been established on the basis of alleged unreliable evidence, the European Court of Human Rights almost always leaves it to the discretion of the national judge. If there are serious doubts about the quality of evidence provided by the prosecution in a criminal case, the ECtHR takes into account procedural guarantees in the case of obtaining and examining such evidence, rather than re-evaluating this evidence (“Cornelis v. The Netherlands”, paragraph 102). However, the Court emphasizes that, when considering the topic of evidence, the main question in the case is whether the criminal proceedings were generally fair, providing the person with guarantees of the right to defense (“Heglas v. Czech Republic”, paragraphs 89-92).

In this case, according to the International Society for Human Rights, the fact that the victims offer a study of evidence that can confirm the guilt of completely different people, and not Y. Rossoshansky, undoubtedly requires attention.

According to the judge, the issue of evidence should be investigated in more detail and the video from the first search (dated January 4, 2021) should be additionally reviewed, but already at the next hearing.

The International Society for Human Rights will continue to clarify the details of these criminal proceedings.