Мониторинг дела Петрука Романа Андреевича (заседание 03.08.2020)

3 августа 2020 года в Новоград-Волынском городском суде Житомирской области состоялось судебное заседание по делу Петрука Романа в режиме онлайн-трансляции. Его обвиняют в совершении преступления, предусмотреного ч.2. ст.289 Уголовного кодекса Украины, а именно: незаконное завладение транспортным средством повторно или по предварительному сговору группой лиц, или соединенные с насилием, не опасным для жизни или здоровья потерпевшего, или с угрозой применения такого насилия, или совершенные с проникновением в помещение или иное хранилище, или с нанесением значительного материального ущерба.

Уголовное производство по обвинению Петрука Р.А. рассматривалось единолично судьей Нагорнюк Ю.В. Международное общество прав человека начинает мониторинг данного дела.

Ход судебного заседания: В начале судебного разбирательства была установлена неявка потерпевших в судебное заседание по неизвестным суду причинам.

Адвокат обвиняемого, Радзивил В.А., заявил ходатайство о приводе потерпевших, отметив, что это уже их не первая неявка в суд. Сторона защиты также высказала мнение о необходимости перехода к исследованию письменных доказательств дела в случае очередной неявки потерпевших для того, чтобы не нарушать принцип разумности сроков судебного разбирательства.

Другие участники судебного производства поддержали мнение защитника.

Кроме этого, в начале заседания к материалам дела были приобщено постановление об изменении прокурора по данному делу.

Исследовав материалы уголовного производства, заслушав мнения участников процесса, суд пришел к следующим выводам:

В соответствии с требованиями статьи 325 УПК Украины, если на судебное заседание не явился по вызову потерпевший, оповещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, суд, заслушав мнение участников судебного разбирательства, в зависимости от того, возможно ли в его отсутствие выяснить все обстоятельства во время судебного разбирательства, решает вопрос о проведении судебного разбирательства без потерпевшего или о переносе судебного разбирательства. Суд вправе наложить денежное взыскание на потерпевшего в случаях и порядке, предусмотренных главой 12 УПК Украины.

Согласно ст. 139 УПК Украины, если потерпевший, который был в установленном Кодексом порядке вызван (в частности, имеется подтверждение получения им повестки о вызове или ознакомления с ее содержанием другим путем), не явился без уважительных причин либо не сообщил о причинах своего неприбытия, суд откладывает судебное разбирательство и имеет право вынести постановление о наложении на потерпевшего денежного взыскания в размере от 0,5 до 2 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц.

В данном отношении слудует  обратиться также и к практике Европейского суда по правам человека. Так, в частности в пункте 26 решения ЕСПЧ от 15 мая 2008 года по делу «Надточий против Украины» указано, что принцип равенства сторон – является одной из составляющих более широкой концепции справедливого судебного разбирательства – предусматривает, что каждая сторона должна иметь разумную возможность представить свою позицию в условиях, которые не ставят её в существенно менее выгодное положение по сравнению с опонентом ( дело «Домбо Бехеер против Нидерландов»).

Каждой стороне должна быть предоставлена возможность знать и комментировать наблюдения или доказательства, поданные другой стороной, в том числе апелляции другой стороны («Бир против Австрии»).

Таким образом, рассмотрение дела при отсутствии участника процесса, касательно которого нет сведений о вручении ему судебной повестки, является нарушением ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Учитывая вышеизложенное, суд вынес решение наложить на каждого потерпевшего денежное взыскание в размере 0,5 прожиточного минимума для трудоспособных лиц.

Международное общество прав человека продолжит мониторинг и уточнение деталей данного процесса.

Monitoring of the case of Roman Andreevich Petruk (session 08.03.2020)

On August 3, 2020, in the Novograd-Volynsky city court of the Zhytomyr region, a court hearing in the case of Petruk Roman was held. He is accused of committing a crime under Part 2 of Article 289 of the Criminal Code of Ukraine, namely: illegal seizure of a vehicle repeatedly or by prior conspiracy by a group of persons, or combined with violence that is not dangerous to the life or health of the victim, or with the threat of such violence, or committed with penetration into a room or other storage facility, or with significant material damage.

Criminal proceedings on charges against R.A. Petruk considered single-handedly by judge Nagornyuk Y.V. The International Society for Human Rights is starting to monitor this case.

The course of the court session: At the beginning of the trial, it was established that the victims did not appear at the court session for reasons unknown to the court.

The defendant’s lawyer, V.A. Radziwil, filed a motion to bring the victims, noting that this was not their first failure to appear in court. The defense also expressed the opinion that it is necessary to switch to the examination of written evidence of the case (if the victims will fail to appear again) in order not to violate the principle of reasonableness of the terms of the trial.

Other participants in the court proceedings supported the opinion of the defense lawyer.

In addition, at the beginning of the session, the decision to change the prosecutor in this case was attached to the case file.

After examining the materials of the criminal proceedings, after hearing the opinions of the participants in the proceeding, the court came to the following conclusions:

In accordance with the requirements of Article 325 of the Code of Criminal Procedure of Ukraine, if the victim did not appear at the hearing when summoned, duly notified of the time and place of the hearing, the court, having heard the opinion of the participants in the proceedings, depending on whether it is possible in his absence to find out all the circumstances during the trial, decides whether to conduct a trial without a victim or to postpone the trial. The court has the right to impose a monetary penalty on the victim in the manner provided for by Chapter 12 of the CCP of Ukraine.

According to Article 139 of the Code of Criminal Procedure of Ukraine, if the victim, who was summoned in the manner prescribed by the Code (in particular, there is confirmation of his receipt of the summons or familiarization with its contents in another way), did not appear without good reason or did not report the reasons for his non-arrival, the court postpones the proceedings and has the right to issue a resolution on imposing a monetary penalty on the victim in the amount of 0.5 to 2 times the subsistence level for able-bodied persons.

In this respect, one should also refer to the practice of the European Court of Human Rights. So, in particular, paragraph 26 of the judgment of the ECtHR of May 15, 2008 in the case “Nadtochy v. Ukraine” states that the principle of equality of arms is one of the components of the broader concept of a fair trial – provides that each party must have a reasonable opportunity to present its position under conditions that do not place it in a substantially disadvantageous position compared to the opposing party (“Dombo Beheer v. the Netherlands”).

Each party must be given the opportunity to know and comment on the observations or evidence submitted by the other party, including the other party’s appeals (“Bier v. Austria”).

Thus, the consideration of the case in the absence of a participant in the trial, regarding which there is no information about the delivery of a summons to him, is a violation of Article 6 of the Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms.

Considering the above, the court ruled to impose on each victim a monetary penalty in the amount of 0.5 of the subsistence minimum for able-bodied persons.

The International Society for Human Rights will continue to monitor and clarify the details of this proceeding.