Мониторинг дела А. Мельника, А. Крыжановского, И. Куника (заседание 04.11.19)

4 ноября в Гадяцком районном суде Полтавской области состоялось очередное судебное заседание по делу руководителя телекомпании «Визит» Александра Мельника, являющегося одним из четырех обвиняемых (вместе с А.Крыжановским, И.Куником) по делу об убийстве мэра г. Кременчуг А.Бабаева и судьи Кременчугского суда А.Лободенко.

Ранее, 13.07.2019 года, суд разрешил стороне обвинения провести дополнительные следственные действия с участием обвиняемого И.Пасичного, который на шестом году пребывания под стражей заявил о желании заключить соглашение о признании вины.

16.10.2019 года Гадяцкий районный суд утвердил соглашение о признании вины между прокурором Москаленко и обвиняемым И. Пасичным. Следует отметить, что вынесение приговора обвиняемому Пасичному последовало после выделения его дела в отдельное производство. При этом, приговор обвиняемому вынесла та же коллегия судей Гадяцкого районного суда, что рассматривает дело в отношении остальных обвиняемых.

22.10.2019 года, на очередном судебном заседании, сторона защиты внесла ходатайство об отводе коллегии судей Гадяцкого районного суда в составе председателя С. Киричка, судей Е. Заколодяжной, Л. Тищенко. Ходатайство главным образом мотивировано тем, что сторона защиты опасается, что коллегия, вынесшая обвинительным приговор одному из обвиняемых – И. Пасичному, не сможет беспристрастно и объективно вести судебное производство в отношении оставшихся трех обвиняемых.

Определением коллегии судей Гадяцкого районного суда ходатайство стороны защиты было отклонено.

В виду вышеизложенного, эксперты МОПЧ предлагают обратить внимание на практику Европейского суда по правам человека по вопросу беспристрастности судьи.

В §§ 114-116 Решения ЕСПЧ «Рудниченко против Украины» (Заявка № 2775/07 ) Суд отмечает, что в подавляющем большинстве случаев, затрагивающих вопросы беспристрастности, он был сосредоточен на объективной проверке. Тем не менее, нет разделения между субъективной и объективной беспристрастностью, поскольку поведение судьи может не только вызвать объективные опасения относительно беспристрастности с точки зрения внешнего наблюдателя (объективный тест), но также может перейти к вопросу о его личном убеждении (субъективная проверка). Таким образом, в некоторых случаях, когда может быть трудно получить доказательства, с помощью которых можно опровергнуть презумпцию субъективной беспристрастности судьи, требование объективной беспристрастности обеспечивает еще одну важную гарантию.

Европейский суд также подчеркивает, что в этом отношении даже внешность может иметь определенное значение или, другими словами, «справедливость должна быть не только совершена, но и должна рассматриваться как совершенная». На карту поставлено доверие, которое суды в демократическом обществе должны внушать общественности. Таким образом, любой судья, в отношении которого есть законные основания опасаться отсутствия беспристрастности, должен отозвать свое решение

Обращаясь к настоящему делу, Международное общество прав человека отмечает, что данное решение ЕСПЧ касалось случая, когда судья Р., который признал заявителя виновным в качестве единоличного судьи, ранее рассмотрел дело подсудимого заявителя Б., в рамках которого она высказала свое мнение об участии и роли как Б., так и заявителя, указав, в частности, что они действовали в сговоре и что по инициативе заявителя было похищено вместе с Б. оборудование из автомобилей. Оба вышеупомянутых случая касались одного и того же события и подразумевали оценку одних и тех же доказательств.

4 ноября 2019 года заседание началось с заявления ходатайства обвиняемого Мельника и Крыжановского об отводе прокурора Ходатенка.

Ходатайство мотивировано тем, что 11.09.2014 года после судебного заседания в Апелляционном суде Полтавской области, прокурор Ходатенко сообщил СМИ о том, что обвиняемый Мельник подозревается в убийстве судьи А, Лободенка. При этом, по состоянию на 11.09.2014 года А. Мельник не был в статусе подозреваемого по данному факту.

В дальнейшем, обвиняемый А. Мельник обратился в суд с иском о нарушении презумпции невиновности. Ответчиком по иску была прокуратура Полтавской области представляемая упомянутым прокурором Ходатенко.

Адвокатом обвиняемого А. Крыжановского – М. Василишиным было акцентировано внимание том, что лишь того факта, что прокурор был ответчиком по гражданскому делу достаточно для обоснованного сомнения в предвзятости обвинителя в данном уголовном производстве.

Определением коллегии судей Гадяцкого районного суда от 4.11.2019 года, в удовлетворении ходатайства об отводе прокурора Ходатенка также было отказано.

При этом, следует отметить, что согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона Украины «О прокуратуре», деятельность прокуратуры основывается на принципах законности, справедливости, непредвзятости и объективности.

Следующие судебное заседание назначено на 21.11.2019 года

Эксперты Международного общества прав человека продолжат мониторинг данного судебного процесса.

Monitoring of the case of A. Melnik, A. Kryzhanovsky, I. Kunik (session 11.04.19)

On November 4, a regular court session was held in the Gadyatsky District Court of the Poltava Region in the case of the head of the “Visit” television company, Alexander Melnik, who is one of the accused (together with A. Kryzhanovsky, I. Kunik) in the murder of the mayor of Kremenchug A. Babayev and Judge of the Kremenchug court A.Lobodenko.

Earlier, on July 13, 2019, the court allowed the prosecution to conduct additional investigative actions with the participation of the accused I. Pasichny, who, in his sixth year in custody, declared his desire to conclude a guilty plea agreement.

On October 16, 2019, the Gadyatsky District Court approved a plea agreement between the prosecutor Moskalenko and the accused I. Pasichny. The sentencing of the accused Pasichny followed after the separation of his case in a separate proceeding. The same panel of judges of the Gadyatsky District Court pronounced the verdict on the accused, which is considering the case with respect to the rest of the accused.

On October 22, 2019, at the next court session, the defense filed a motion to challenge the panel of judges of the Gadyatskiy district court composed of chairman S. Kirichka, judges E. Zakolodyazhnaya, L. Tishchenko. The petition is mainly motivated by the fact that the defense fears that the collegium which convicted one of the accused (I. Pasichny) will not be able to conduct an impartial and objective trial against the remaining three accused.

By the decision of the panel of judges of the Gadyatsky District Court, the application of the defense was rejected.

In view of the foregoing, the ISHR experts suggest that attention be paid to the case law of the European Court of Human Rights on the impartiality of judges.

In §§ 114-116 of the ECtHR judgment “Rudnichenko v. Ukraine” (Application No. 2775/07), the Court notes that in the vast majority of cases involving impartiality, it focused on objective verification. However, there is no separation between subjective and objective impartiality, since the conduct of a judge can not only raise objective fears of impartiality from the point of view of an external observer (objective test) but can also turn to the question of his personal conviction (subjective verification). Thus, in some cases where it may be difficult to obtain evidence that can refute the presumption of the subjective impartiality of a judge, the requirement of objective impartiality provides another important guarantee.

The Court also emphasizes that in this respect even appearance may have a certain meaning or, in other words, “justice should not only be perfect, but should be considered perfect”. At stake is the trust that the courts in a democratic society must inspire in the public. Thus, any judge with respect to whom there is legitimate reason to fear a lack of impartiality must withdraw its decision.

On November 4, 2019, the session began with a statement from the accused Melnik and Kryzhanovsky on the challenge of the prosecutor Khodatenok.

The petition is motivated by the fact that on September 11, 2014, after a court hearing in the Court of Appeal of the Poltava Region, the prosecutor Khodatenko told the media that the accused Melnik was suspected of the murder of Judge A, Lobodenko. But, as of September 11, 2014, A. Melnik was not in the status of a suspect on this fact.

The accused A. Melnik filed a lawsuit in court on violation of the presumption of innocence. The defendant in the lawsuit was the prosecutor’s office of the Poltava region represented by the mentioned prosecutor Khodatenko.

The lawyer of the accused A. Kryzhanovsky, M. Vasilishin, focused on the fact that only the fact that the prosecutor was the defendant in a civil case is enough for a reasonable doubt about the bias of the prosecutor in this criminal proceeding.

By the decision of the board of judges of the Gadyatsky district court of November 4, 2019, the request for the challenge of the prosecutor Khodatenko was refused.

It should be noted that according to clause 2 of part 1 of Article 3 of the Law of Ukraine “On the Prosecutor’s Office”, the activities of the prosecutor’s office are based on the principles of legality, justice, impartiality and objectivity.

The next hearing is scheduled for 11/21/2019.

Experts from the International Society for Human Rights will continue to monitor this trial.