Мониторинг уголовного производства Мангера В.Н., Левина А.А. (заседание 11.01.2021)

11.01.2021 года в Днепровском районном суде города Киева состоялось рассмотрение дела  № 757/31502/20 по обвинению председателя Херсонского областного совета Мангера Владислава Николаевича и екс-помощника депутата Херсонского областного совета Левина Алексея Алексеевича, в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст.27 ч.2 ст.28 ч.2 ст.121 УК Украины, а именно в организации нанесения по предварительному сговору группой лиц умышленного тяжкого телесного повреждения способом, имеющим характер особого мучения, повлекшее смерть потерпевшей – херсонской активистки Екатерины Гандзюк.

Следует отметить, что начиная с 2018 года по данному делу было открыто пять уголовных производств, касающихся убийства активистки. В частности, 30 октября 2019 года Генеральная прокуратура передала в СБУ уголовное производство о служебной халатности сотрудников полиции, которые на начальном этапе расследовали это дело.

Напомним, что Международным обществом прав человека мониторинг данного дела осуществляется с июля 2020 года.

Вначале судебного заседания судья выяснила у обвиняемого Левина А.А. состояние его здоровья и самочувствие, на что обвиняемый ответил, что чувствует себя не вполне хорошо, но слушание просил продолжить. Напомним, что адвокаты Левина А.А. не единожды ссылались на плохое состояние здоровья своего подзащитного (сердечное заболевание) при рассмотрении меры пресечения, а также ранее у него было подтверждение инфицирования Covid-19.  Необходимо обратить внимание и на тот факт, что когда обвиняемый Левин А.А. во время проведения слушания объявил о необходимости принять лекарства, суд обеспечил ему такую возможность.

Стоит отметить также, что обвиняемые, как и на предыдущих заседаниях, на время слушания находились рядом со своими защитниками.

На данный момент дело находится на стадии исследования доказательств, но прежде чем перейти к ним судом был рассмотрен ряд ходатайств. В частности, ходатайство представителей СМИ (телеканала UA: ПЕРВЫЙ. Новости.), которые просили разрешения присутствовать на данном судебном заседании и проводить видеосъемку судебного процесса, однако в само заседание так и не явились. Несмотря на неявку представителей этого телеканала, суд принял решение отказать в удовлетворении данного ходатайства в связи с введением карантина. Однако в целях обеспечения гласности и открытости судебного производства и учитывая общественный интерес, который вызывает данное дело, судом было организовано видеоконференцию с другим залом судебного заседания, где находились представители СМИ и общественности, которые имели возможность наблюдать за ходом судебного процесса.

Пункт 1 статьи 6 ЕКПЧ гласит: «Каждый… при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на… публичное разбирательство… дела… судом… Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или – в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо – при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия».

Цель этого правила заключается в защите сторон гражданского производства и обвиняемых в уголовном производстве от тайного осуществления правосудия и обеспечения большей видимости правосудия, поддержания доверия общества к судебной власти. С помощью этого положения средства массовой информации могут выполнять свою функцию общественного наблюдателя, которую также гарантирует статья 10 Конвенции. Путем придания прозрачности процессу отправления правосудия гласность способствует достижению цели пункта 1 статьи 6, то есть осуществлению справедливого судебного производства, гарантия которого является одним из основных принципов демократического общества (Саттер против Швейцарии, пункт 26; Рипан против Австрии, пункт 27; Крестовский против России, пункт 24).

Статья 6 ЕКПЧ, однако, является специальной нормой по отношению к ограничению присутствия средств массовой информации на судебных заседаниях. Это явное ограниченное право, поскольку формулировка пункта 1 статьи 6 определяет исключения; однако презумпция всегда должна быть в пользу публичного рассмотрения, а исключения должны строго подчиняться обстоятельствам дела – критерий строгой необходимости (Кемпбелл и Фелл против Соединенного Королевства, п. 86-92).

Кроме этого, в суд поступило ходатайство защитника Ильченко Д.О. о выдаче копии судебных решений и других документов по делу, которое суд удовлетворил.

При исследовании доказательств сторона защиты также обжаловала протоколы следственного эксперимента (в частности, протокола предъявления для опознания), указывая на отсутствие заверенного в протоколах результата следственного действия, что, в соответствии с ч.6 ст.240 УПК Украины является обязательным требованием при проведении такого эксперимента, поэтому, по мнению защитников, данные доказательства следует считать недопустимыми.

Обращаясь к практике ЕСПЧ, стоит сказать, что лишь в некоторых исключительных случаях Суд вопреки позиции национального суда был готов сделать вывод, что определенный доказательство было абсолютно ненадежным из-за подозрительных обстоятельствах, при которых он был получен (Лисица против Хорватии, п. 47-62). Например, в деле Ласка и Лика против Албании, п. 63-72) заявитель был осужден на основании результатов опознания, во время которого заявитель был одет в бело-синюю балаклаву (идентичную с теми, что использовали утверждаемые преступники), а другие участники опознания были одеты в черные маски. При таких обстоятельствах естественно, что потерпевшие  узнали заявителя как виновника. Суд пришел к выводу, что опознание, организованное таким образом, не могло иметь ценности в качестве доказательства, а потому приговор был ненадежным в целом. Однако такие дела остаются исключительно редкими, и, кроме исследования обстоятельств провокации преступлений, ни одна другая категория дел, как правило, не гарантирует в соответствии со статьей 6 повторного рассмотрения судом фактов, установленных внутренними судами.

Также вновь встал вопрос о местонахождении медицинской карточки Гандзюк К.В., что является важным доказательством по делу. Напомним, что на судебном заседания 15.10.2020 суд удовлетворил ходатайство адвоката Ильченко Д.О. о доступе к вещам и документам, а именно к истории болезни и медицинской карточке Гандзюк К.В. Но как оказалось, медицинская карта истории болезни так и не была возвращена в больницу после проведения судебно-медицинской экспертизы, о чем администрацией больницы было отправлено соответствующее письмо. По мнения стороны защиты, именно сторона обвинения должна найти данные документы, так как именно сторона обвинения не вернула данную документацию в больницу, тем самым не выполнив приговор суда.

На что стороной обвинения было заявлено, что данный документ находился в материалах СБУ, но на сегодняшний день уже возвращен, как и полагается, в больницу.

Более того, защитой обжаловались результаты судебно-медицинской экспертизы о причине смерти потерпевшей также на основании якобы их очевидной недопустимости. В частности, адвокаты обращали внимание на то, что данная судебно-медицинская экспертиза была осуществлена ​​Киевским городским клиническим бюро судебно-медицинской экспертизы и сам этот факт, по мнению защиты, уже указывает на имеющиеся нарушения при проведении данной процедуры. Так как Киевское городское клиническое бюро судебно-медицинской экспертизы является бюджетной неприбыльной организацией, основанной на коммунальной собственности территориальной общины города Киева, а Закон Украины «О судебной экспертизе», ст.7, отмечает, что исключительно государственными специализированными учреждениями осуществляется судебно-экспертная деятельность, связанная с проведением криминалистических, судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз. В связи с этим результаты экспертизы могут ставиться под сомнение и признаться в последствии недопустимым доказательством.

Прокурор же продолжал настаивать на том, что экспертиза полностью соответствует нормам действующего УПК Украины, в частности, статье 242. Аналогичную позицию высказал и суд, поэтому в удовлетворении ходатайства защитников решил отказать.

Следующее судебное заседание назначено на 14.01.2021. Эксперты Международного общества прав человека продолжат мониторинг и уточнение деталей данного судебного процесса.

Monitoring of criminal proceedings of Manger V.N., Levin A.A. (hearing 01.11.2021)

On January 11, 2021, the Dneprovsky District Court of the city of Kiev considered the case No. 757/31502/20 on charges of the chairman of the Kherson regional council Vladislav Nikolaevich Manger and the ex-assistant of the deputy of the Kherson regional council Alexey Alekseevich Levin, of committing crimes under Part 3 of Art. 27, Part 2 of Art. 28, Part 2 of Art. 121 of the Criminal Code of Ukraine, namely in the organization of the infliction of intentional grievous bodily harm by a group of people by prior conspiracy in a manner that has the character of special torment, which entailed the death of the victim – Kherson activist Ekaterina Gandzyuk.

It should be noted that since 2018, five criminal proceedings have been opened in this case concerning the murder of the activist. In particular, on October 30, 2019, the General Prosecutor’s Office transferred to the Security Service of Ukraine (SBU) the criminal proceedings on the negligence of the police officers, who initially investigated this case.

Recall that the International Society for Human Rights has been monitoring this case since July 2020.

At the beginning of the trial, the judge found out from the accused A.A. Levin his state of health and well-being, to which the accused replied that he was not feeling well but asked to continue the hearing. A.A. Levin’s lawyers more than once referred to the poor health of their client (heart disease) when considering a measure of restraint, and also previously had confirmation of infection with Covid-19. It is necessary to pay attention to the fact that when the accused A.A. Levin during the hearing announced the need to take medication, the court provided him with such an opportunity.

It is also worth noting that the defendants, as at previous hearings, were seated next to their defenders during the hearing.

At the moment, the case is at the stage of examining the evidence, but before proceeding further, the court considered a number of motions. In particular, the petition of the media representatives (TV channel UA: FIRST. News.), who asked for permission to be present at this court session and to video the trial but did not appear at the session itself. Despite the absence of representatives of this TV channel, the court decided to refuse to satisfy this request in because of the quarantine. However, in order to ensure the publicity and openness of the court proceedings and taking into account the public interest in this case, the court organized a video conference with another courtroom, where there were representatives of the media and the public who had the opportunity to observe the course of the trial.

Paragraph 1 of Article 6 of the ECHR reads: “Everyone … upon any criminal charge against him has the right to … a public hearing … of the case … by the court … The judgment is announced publicly, but the press and the public may not be allowed to court hearings during the whole process or part of it for reasons of morality, public order or national security in a democratic society, and also when the interests of minors so require or to protect the privacy of the parties, or – to the extent that it is, in the opinion of the court, strictly necessary – in special circumstances when publicity would violate the interests of justice”.

The purpose of this rule is to protect parties to civil proceedings and defendants in criminal proceedings from secret administration of justice and to ensure greater visibility of justice, to maintain public confidence in the judiciary. With this provision, the media can fulfill their public observer function, which is also guaranteed by Article 10 of the Convention. By making the proceeding of administration of justice transparent, publicity contributes to the achievement of the objective of Paragraph 1 of Article 6, that is, the implementation of a fair trial, the guarantee of which is one of the fundamental principles of a democratic society (“Sutter v. Switzerland”, para. 26; “Ripan v. Austria”, para. 27; “Krestovsky v. Russia”, para. 24).

Article 6 of the ECHR, however, is a special rule in relation to the restriction of the presence of the media at court hearings. This is a clearly limited situation, since the wording of Paragraph 1 of Article 6 defines the exceptions; however, the presumption must always be in favor of a public review, and exceptions must be strictly subject to the circumstances of the case – a test of strict necessity (“Campbell and Fell v. the United Kingdom”, paras. 86-92).

In addition, the court received a petition from the defender D.O. Ilchenko on the issue of a copy of court decisions and other documents in the case, which the court satisfied.

When examining the evidence, the defense also appealed the protocols of the investigative experiment (in particular, the protocol of presentation for identification), pointing out the absence of the result of the investigative action certified in the protocols, which, in accordance with Part 6 of Article 240 of the Criminal Procedure Code of Ukraine, is a mandatory requirement when conducting such an experiment, therefore, in the opinion of the defenders, this evidence should be considered inadmissible.

Turning to the practice of the ECtHR, it should be stated that only in some exceptional cases the Court, contrary to the position of the national court, was ready to conclude that a certain piece of evidence was absolutely unreliable due to the suspicious circumstances in which it was obtained (“Lisitsa v. Croatia”, paras. 47- 62). For example, in “Laska and Lika v. Albania”, paras. 63-72, the applicant was convicted on the basis of the results of an identification, during which the applicant was wearing a white and blue balaclava (identical to those used by the alleged criminals), and the other participants in the identification were wearing black masks. In such circumstances, it was natural that the victims recognized the applicant as the culprit. The court concluded that the identification, organized in this way, could not have value as evidence, and therefore the verdict was generally unreliable. However, such cases remain extremely rare, and, apart from investigating the circumstances of the provocation of crimes, no other category of cases generally guarantees, in accordance with Article 6, a reconsideration by the ECtHR of the facts established by the domestic courts.

Also, the question arose again about the location of the medical card of K.V. Gandzyuk , which is important evidence in the case. Recall that at the hearing on October 15, 2020, the court granted the motion of the lawyer D.O. Ilchenko. about access to documents, namely to the medical history and medical card of K.V. Gandzyuk. But as it turned out, the record of the medical history was never returned to the hospital after a forensic medical examination, regarding this situation the hospital administration sent a letter. In the opinion of the defense, it is the prosecution who must find these documents, since it was the prosecution who did not return this documentation to the hospital, thereby not fulfilling the court’s verdict.

The prosecution stated that this document was in the possession of the SBU, but has already been returned, as expected, to arrive to the hospital.

Moreover, the defense appealed against the results of the forensic medical examination about the cause of death of the victim also on the basis of their allegedly obvious inadmissibility. In particular, the lawyers drew attention to the fact that this forensic medical examination was carried out by the Kiev City Clinical Bureau of Forensic Medical Examination, and this very fact, according to the defense, already indicates the existence of violations in the conduct of this procedure. Since the Kiev City Clinical Bureau of Forensic Medical Examination is a budgetary non-profit organization based on the communal property of the territorial community of the city of Kiev, and the Law of Ukraine “On Forensic Expertise”, Article 7, notes that forensic activities are carried out exclusively by state specialized institutions, associated with the conduct of forensic and forensic psychiatric examinations. In this regard, the results of the examination may be called into question and subsequently recognized as inadmissible evidence.

The prosecutor continued to insist that the examination fully complies with the norms of the current Criminal Procedure Code of Ukraine, in particular, Article 242. A similar position was expressed by the court, therefore, judges decided to refuse to satisfy the petition of the defenders.

The next court session is scheduled for 01/14/2021. Experts of the International Society for Human Rights will continue to monitor and clarify the details of this trial.