Мониторинг уголовного производства В.Н. Мангера, А.А. Левина (заседание 15.10.2020)

15.10.2020 года в Днепровском районном суде города Киева состоялось рассмотрение дела № 757/31502/20 по обвинению председателя Херсонского областного совета Владислава Николаевича Мангера и екс-помощника депутата Херсонского областного совета Алексея Алексеевича Левина в совершении преступлений, предусмотренных  ч.3 ст.27 ч.2 ст.28 ч.2 ст.121 УК Украины, а именно, в организации и совершении по предварительному сговору группой лиц умышленного тяжкого телесного повреждения способом, имеющим характер особого мучения, повлекшее смерть потерпевшей – херсонской активистки Екатерины Гандзюк.

Следует отметить, что, начиная с 2018 года, было открыто пять уголовных производств, касающихся убийства активистки. В частности, 30 октября 2019 года Генеральная прокуратура передала в СБУ уголовное производство о служебной халатности сотрудников полиции, которые на начальном этапе расследовали это дело.

Напомним, что наблюдателем Международного общества прав человека уже осуществлялся мониторинг данного дела 28.08.2020 года.

Ход судебного заседания: в судебное заседание не явились представитель потерпевшего адвокат Е.А. Закревская и сами потерпевшие (как и на судебное заседание 28.08.2020 года), предварительно подав ходатайство о рассмотрении дела без их участия; кроме этого, не явились адвокаты С.В. Козакевич и И.С. Мокин Участники судебного производства не возражали относительно рассмотрения дела без потерпевших, адвокатов и одного прокурора. Таким образом, суд принял решение о продолжении рассмотрения дела.

Заседание началось с подачи стороной защиты ходатайства о приобщении к материалам дела двух листов бумаги с перепиской между обвиняемым А.А. Левиным и свидетелем Игорем Павловским, что, по словам адвокатов, имеет важное значение для данного судебного производства.

Прокурор просил отказать в удовлетворении ходатайства, отмечая, что неизвестно, когда и при каких обстоятельств была осуществлена ​​эта переписка. Более того, на предыдущем судебном заседании (18.09.2020), где осуществлялся допрос свидетеля, сторона защиты имела возможность задать необходимые вопросы свидетелю для обоснования своей позиции в суде. Также прокурор отмечал, что личная переписка является конфиденциальной информацией и свидетель во время допроса не давал своего разрешения на ее раскрытие в суде.

Представитель потерпевшего поддержала позицию прокурора. Суд, ссылаясь на ст. 162 УПК Украины, отказал в удовлетворении ходатайства.

Кроме этого, адвокатом А.С. Шадриным было подано два заявления о разъяснении судебных решений от 18 сентября 2020 года и 25 сентября 2020, а именно, того, подлежат ли указанные решения апелляционному обжалованию. На что прокурор выразил возражение, говоря об отсутствии каких-либо аргументированных оснований для рассмотрения данного ходатайства как такового. Суд отказал в удовлетворении данных ходатайств.

Также защитником Д.О. Ильченко было подано два ходатайства о предоставлении адвокатам временного доступа к вещам и документам, а именно, к истории болезни и медицинской карточке К.В. Гандзюк (просил осуществить выемку, предусмотренную ст.165 УПК Украины). Суд удовлетворил ходатайство.

Также прокурор ходатайствовал о продлении срока содержания обвиняемых под стражей. Адвокаты обвиняемого В. Н. Мангера подали ходатайство об изменении меры пресечения, причем адвокат А. С. Шадрин просил суд изменить меру пресечения в виде содержания под стражей на домашний арест, а адвокат Д.О. Ильченко просил применить залог в размере 1152600 гривен. Адвокатом А.А. Левина такого ходатайство подано не было.

Прокурор обосновывал необходимость применения содержания под стражей следующим обстоятельствами:

  • обеспечением выполнения подозреваемым возложенных на него процессуальных обязанностей;
  • предотвращением незаконного влияния на свидетелей и второго подозреваемого в этом же уголовном деле;
  • предотвращением попыток скрыться от органов предварительного следствия и суда.

В частности, по словам прокурора, сторона защиты, а также сам обвиняемый В. Н. Мангер пытались осуществить давление на свидетеля Игоря Павловского в вопросе предоставления его согласия на раскрытие информации о личной переписке, сведения о которой адвокаты стремились приобщить к материалам дела на этом судебном слушании. Сторона обвинения также подчеркнула, что обвиняемый, находясь под следствием, неоднократно покидал территорию страны. Это, по словам прокурора, подтверждает реальное наличие указанных рисков. Поэтому прокурор просил суд продлить обвиняемым срок содержания под стражей на 60 дней без определения размера залога.

Адвокат обвиняемого В.Н. Мангера, отрицая слова прокурора, указал на то, что все риски, названные стороной обвинения, не актуальны. На замечание прокурора о выезде обвиняемого за границу адвокат ответил, цитируя: «он всегда возвращался». Также, по словам адвоката, обвиняемый В.Н. Мангер добросовестно соблюдал меру пресечения в виде содержания под стражей, ни на каких свидетелей давления осуществлено им не было. Кроме того, свидетели были допрошены в прошлом судебном заседании.

Европейский суд по правам человека указывает, что на первоначальных этапах расследования возможность воспрепятствования правосудию обвиняемым обосновывает содержание такого обвиняемого под стражей. Тем не менее, после сбора доказательств, данное обоснование становится менее убедительным. В частности, что касается возможности оказания давления на свидетелей, Суд повторяет, что внутригосударственные суды должны показать, что в течение соответствующего периода заключения заявителя имело место и продолжал оставаться в силе существенный риск запугивания свидетелей; недостаточно полагаться лишь на некую абстрактную возможность, не подкрепленную какими-либо доказательствами. Суд также должен проанализировать уместные факторы, такие, как прогресс в расследовании или судебном производстве, личность заявителя, его поведение до и после задержания, а также любые иные конкретные факторы в обоснование рисков, связанных с тем, что он может злоупотребить возвращенной свободой посредством действий в целях фальсификации или уничтожения доказательств, либо оказанием давления на пострадавших (§88 «Сокуренко против Российской Федерации»).

Суд признает, что в делах с множеством обвиняемых опасность того, что заключенный в случае освобождения может оказать давление на свидетелей или иным образом воспрепятствовать разбирательству по делу, часто довольно высока. Все эти факторы могут оправдать сравнительно длительный период содержания под стражей. Однако они не дают органам власти неограниченных полномочий по продлению этой меры пресечения. Тот факт, что лицо обвиняется в преступном сговоре, сам по себе недостаточен для оправдания длительных периодов содержания под стражей, его личные обстоятельства и поведение всегда должны приниматься во внимание (§ 53 «Сизов против Российской Федерации»).

Более того, адвокат обратил внимание на то, что в предыдущем постановлении об избрании меры пресечения два месяца назад суд не проанализировал другие обстоятельства, которые необходимо исследовать при выборе такой меры пресечения и которые указаны в ст. 178 УПК Украины. Как обозначил адвокат, когда 11.02.2019 года обвиняемому В.Н. Мангеру инкриминировали ч.2 ст.115 УК Украины и осуществлялось рассмотрение дела суд предусмотрел залог. Но, несмотря на это, в нынешней ситуации, когда обвиняемому инкриминируется ст. ч.3 ст.27 ч.2 ст.28 ч.2 ст.121 УК, суд определил меру пресечения в виде содержания под стражей.

ЕСПЧ неоднократно указывал, что, хотя строгость возможного приговора является важной составляющей при оценке риска побега или совершения новых правонарушений со стороны обвиняемого, необходимость в продлении срока применения меры пресечения в виде заключения под стражей не может оцениваться лишь с абстрактной точки зрения, принимая во внимание только тяжесть предъявляемых обвинений (§ 51 «Колунов против Российской Федерации»).

Отметим также, что сторона защиты, как и на прошлом судебном заседании  28.08.2020, обращала внимание суда на то, что обвиняемый В. Н. Мангер желает  участвовать в местных выборах, а содержание под стражей  может лишить его этого права.

Суд, посовещавшись, вынес решение отказать в удовлетворении двух ходатайств стороны защиты об изменении меры пресечения в отношении обвиняемого В. Н. Мангера и  удовлетворить ходатайство прокурора о продлении срока содержания под стражей обоих обвиняемых.

Следующее судебное заседание назначено на 22.10.2020 года. Эксперты Международного общества прав человека продолжат мониторинг данного судебного процесса.

Monitoring of criminal proceedings V.N. Manger, A.A. Levin (hearing 10/15/2020)

10/15/2020, in the Dniprovsky District Court of the city of Kiev, a hearing of case No. 757/31502/20 was held on charges of the chairman of the Kherson Regional Council Vladislav Nikolaevich Manger and the ex-assistant of the deputy of the Kherson Regional Council Alexei Alekseevich Levin in committing crimes under Part 3 of Article 27, Part 2 of article 28, Part 2 of article 121 of the Criminal Code of Ukraine, namely, in organizing and committing, by prior conspiracy, by a group of persons intentionally grievous bodily harm in a manner that has the nature of special torment, which entailed the death of the victim – Kherson activist Ekaterina Gandzyuk.

It should be noted that, since 2018, five criminal proceedings have been opened regarding the murder of an activist. In particular, on October 30, 2019, the General Prosecutor’s Office transferred to the Ukrainian Security Service (SBU) the criminal proceedings on the negligence of the police officers, who initially investigated this case.

As a reminder, the observer of the International Society for Human Rights has already monitored this case on 08.28.2020.

The course of the court session: the representative of the victim, lawyer E.A. Zakrevskaya and the victims themselves did not appear at the court session (as well as at the hearing on 08/28/2020), having previously submitted a petition to consider the case without their participation; in addition, the lawyers S.V. Kozakevich and I.S. Mokin also did not appear. The participants in the court proceedings did not object to the consideration of the case without victims, lawyers and one prosecutor. Thus, the court decided to continue the consideration of the case.

The hearing began with the submission by the defense of a petition to attach to the case file two sheets of paper with correspondence between the accused A.A. Levin and witness Igor Pavlovsky, which, according to the lawyers, is important for this court proceeding.

The prosecutor asked to refuse to grant the request, noting that it is not known when and under what circumstances this correspondence was carried out. Moreover, at the previous court session (September 18, 2020), where the witness was questioned, the defense had the opportunity to ask the necessary questions to the witness to substantiate their position in court. The prosecutor also noted that personal correspondence is confidential information and the witness during interrogation did not give his permission to disclose it in court.

The representative of the victim supported the position of the prosecutor. The court, referring to Art. 162 of the Criminal Procedure Code of Ukraine, refused to satisfy the request.

In addition, the lawyer A.S. Shadrin filed two applications to clarify the court decisions of September 18, 2020 and September 25, 2020, namely, whether these decisions are subject to appeal. The prosecutor objected, saying that there were no well-reasoned grounds for considering this petition as such. The court rejected these requests.

Also, the defender D.O. Ilchenko filed two petitions to provide lawyers with temporary access to documents, namely, to the medical history and medical card of K.V. Gandzyuk (asked to carry out the seizure provided for in Article 165 of the Criminal Procedure Code of Ukraine). The court granted the request.

The prosecutor also petitioned for an extension of the term of detention of the accused. The lawyers of the accused V.N. Manger filed a motion to change the measure of restraint, and lawyer A.S. Shadrin asked the court to change the measure of restraint in the form of detention into house arrest, and lawyer D.O. Ilchenko asked to apply a bail in the amount of UAH 1152600. No such request was filed by attorney A.A. Levin.

The prosecutor substantiated the necessity of using detention on the following circumstances:

  • ensuring that the suspect performs the procedural duties assigned to him;
  • prevention of illegal influence on witnesses and the second suspect in the same criminal case;
  • preventing attempts to hide from the bodies of the preliminary investigation and the court.

In particular, according to the prosecutor, the defense, as well as the accused V.N. Munger tried to put pressure on the witness Igor Pavlovsky in the matter of granting his consent to disclose information about personal correspondence, information about which the lawyers sought to attach to the case file at this hearing. The prosecution also stressed that the accused, while under investigation, had repeatedly left the country. This, according to the prosecutor, confirms the real existence of these risks. Therefore, the prosecutor asked the court to extend the accused’s detention period by 60 days without determining the amount of bail.

The defendant’s lawyer, denying the words of the prosecutor, pointed out that all the risks named by the prosecution are not relevant. To the prosecutor’s remark about the defendant’s departure abroad, the lawyer replied, quoting: “he always returned.” Also, according to the lawyer, the accused V.N. Manger conscientiously observed the measure of restraint in the form of detention, he did not exert pressure on any witnesses. In addition, the witnesses were questioned at the last court hearing.

The European Court of Human Rights points out that at the initial stages of the investigation, the possibility of obstruction of justice by the accused justifies the detention of such an accused. However, once evidence is collected, this rationale becomes less convincing. In particular, as regards the possibility of putting pressure on witnesses, the Court reiterates that the domestic courts must show that during the relevant period of the applicant’s detention there was and continued to be a substantial risk of intimidation of witnesses; it is not enough to rely only on some abstract possibility, not supported by any evidence. The court must also analyze pertinent factors, such as progress in the investigation or proceedings, the applicant’s personality, his behavior before and after arrest, and any other specific factors to justify the risks that he might abuse the returned freedom by acting in for the purpose of falsifying or destroying evidence, or putting pressure on victims (§88 “Sokurenko v. Russian Federation”).

The Court recognizes that, in cases involving multiple accused, the risk that a prisoner, if released, may put pressure on witnesses or otherwise obstruct the proceedings is often quite high. All of these factors may justify a relatively long period of detention. However, they do not give the authorities unlimited powers to extend this measure of restraint. The fact that a person is accused of a criminal conspiracy is not in itself sufficient to justify long periods of detention, his personal circumstances and behavior must always be taken into account (§ 53 “Sizov v. Russia”).

Moreover, the lawyer drew attention to the fact that in the previous decision on the selection of a measure of restraint two months ago, the court did not analyze other circumstances that need to be investigated when choosing such a measure of restraint and which are indicated in Art. 178 of the Criminal Procedure Code of Ukraine. As the lawyer indicated, when on February 11, 2019, the accused V.N. Munger was charged with Part 2 of Article 115 of the Criminal Code of Ukraine and the court was considering a bail. But despite this, in the current situation, when the accused is charged with Part 3 of Article 27, Part 2 of Article 28, Part 2 of Article 121 of the Criminal Code, the court determined a measure of restraint in the form of detention.

The ECtHR has repeatedly pointed out that, although the severity of a possible sentence is an important component in assessing the risk of escape or committing new offenses on the part of the accused, the need to extend the period of application of a measure of restraint in the form of detention cannot be assessed only from an abstract point of view, taking into account only the severity of the charges (§ 51 “Kolunov v. the Russian Federation”).

It should also be noted that the defense side, as at the last court session on 08.28.2020, drew the court’s attention to the fact that the accused V.N. Manger wants to participate in local elections, and his detention may deprive him of this right.

The court, after consulting, made a decision to reject two petitions of the defense to change the measure of restraint in respect of the accused V.N. Manger and grant the prosecutor’s request for an extension of the detention of both accused.

The next court session is scheduled for 10/22/2020. Experts from the International Society for Human Rights will continue to monitor this trial.