Мониторинг уголовного производства Петра Петровича Карпенко (заседание 12.10.2020)

12 октября 2020 года в Херсонском апелляционном суде должна была слушаться апелляционная жалоба обвиняемого П. П. Карпенко и его защитника Ю.С. Клецко на решение Новокаховского городского суда Херсонской области от 27.07.2020 года о продлении обвиняемому срока содержания под стражей. П.П. Карпенко обвиняется по ч.2 ст. 15, п.6 ч.2 ст.115, ч.4 ст.187, ч.1 ст. 309 УК Украины (покушение на умышленное убийство из корыстных побуждений, разбой и незаконное производство, изготовление, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без цели сбыта).

Рассмотрение апелляционной жалобы не состоялось, поскольку обвиняемый просил суд о замене защитника. Он отметил, что действующий защитник «…не защищает его в суде, не отстаивает его права».

Прокурор обозначил, что отказ от защитника или его замена должна происходить исключительно в присутствии защитника после предоставления возможности для конфиденциального общения (ч. 2 ст. 54 УПК Украины).

В Постановлении Кассационного уголовного суда в составе Верховного Суда от 07 июня 2018 года в деле № 714/266/16-к обозначено, что по смыслу ч. 1 ст. 412 УПК Украины ограничения права обвиняемого в свободном выборе защитника является существенным нарушением требований уголовного процессуального закона и основанием для отмены судебного решения.

С другой стороны, следует обозначить, что в деле П.П. Карпенко это уже далеко не первое заявление о замене защитника. Так, 07 ноября 2019 года обвиняемый
заявил ходатайство о замене защитника, назначенного ему региональным центром по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи  И.А Заболотного, на другого бесплатного защитника, мотивируя тем, что его позиции с адвокатом по осуществлению защиты разные, в том числе обвиняемый не согласен с мнением защитника по поводу признания отдельных доказательств по делу недопустимыми, а потому он просит суд принять его отказ от этого защитника. Отказ был принят судом.

В судебном заседании 17.04.2020 года обвиняемый снова заявляет ходатайство о замене защитника, назначенного ему региональным центром по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи, на другого, мотивируя тем, что его позиции с адвокатом В. А. Бордун по осуществлению защиты различны, а также считает, что последняя непрофессионально выполняет свои обязанности, в частности, не заявляет ходатайства, которые, по его мнению, необходимо было бы заявить. Защитник обвиняемого адвокат В.А. Бордун ходатайство обвиняемого поддержала, просила также заменить ему защитника на другого, ссылаясь на то, что между ней и обвиняемым имеют место противоречия по поводу позиции по линии защиты. Ходатайство обвиняемого удовлетворено.

И вот снова, в судебном заседании 02.06.2020 года, обвиняемый заявил ходатайство о замене уже третьего защитника,  Ю.С. Клецко, на другого бесплатного адвоката, поскольку он желает иметь другого защитника в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей адвокатом, который в настоящее время осуществляет его защиту в вышеупомянутом уголовном производстве. Однако в этот раз суд первой инстанции отказал обвиняемому и обозначил, что П.П. Карпенко не объяснил, в чем конкретно он видит ненадлежащее исполнение адвокатом Ю.С. Клецко, который предоставляет бесплатную вторичную правовую помощь, своих обязанностей.

Теперь обвиняемый поднимает вопрос о замене адвоката Ю.С. Клецко в суде апелляционной инстанции, таким образом, препятствуя рассмотрению апелляционной жалобы на решение суда о продлении сроков содержания под стражей в разумные сроки.

Европейский Суд по правам человека (далее – ЕСПЧ) обозначил: статья 6 п. 3 (c) (ст. 6-3-c) дает право «каждому обвиняемому в совершении уголовного преступления» быть защищенным защитником по своему выбору («Пакелли против Германии» п. 31). В деле «Кроиссант против Германии» предусмотрено, что, несмотря на важность доверительных отношений между адвокатом и клиентом, право «каждого обвиняемого в совершении уголовного преступления» быть защищенным защитником по своему выбору нельзя считать абсолютным. Оно обязательно подлежит определенным ограничениям, когда речь идет о бесплатной юридической помощи, а также там, где именно суды должны решать, требуют ли интересы правосудия, чтобы обвиняемый защищался назначенным ими адвокатом. При назначении защитника национальные суды обязательно должны учитывать пожелания обвиняемого. Однако они могут отвергнуть эти пожелания, когда есть соответствующие и достаточные основания полагать, что это необходимо в интересах правосудия.(п.29)

Точно так же пункт 3 (c) статьи 6 не может быть истолкован как обеспечение права на замену государственного защитника («Лагерблом против Швеции» п. 55).

Не ставя под сомнение решение суда первой инстанции, представители МОПЧ обеспокоены тем, как национальные суды интерпретируют практику ЕСПЧ. Так, Новокаховский городской суд Херсонской области в решении от 01 июня 2020 года обозначил, что, «…учитывая решения по делам «Кэмпбелл и Фелл против Соединенного Королевства», «Кремповская против Литвы», ЕСПЧ пришел к выводу, что только те заявители, которые сами имеют средства оплатить защитника, вправе выбрать защитника по своему выбору».

Однако, изучив оригиналы текстов решений «Кэмпбелл и Фелл против Соединенного Королевства», «Кремповская против Литвы», мы не нашли столь категоричных позиций. Более того, МОПЧ считает, что такая формулировка может нарушать право «каждого обвиняемого в совершении уголовного преступления» быть защищенным защитником по своему выбору.

Каждый случай подачи заявления о замене адвоката уникален и подлежит изучению на предмет надлежащего выполнения адвокатом своих обязанностей. К примеру, в деле «Артико против Италии (п.33)» ЕСПЧ установил нарушение пункта 3 (c) статьи 6 Конвенции, поскольку заявитель никогда не пользовался услугами адвоката. С самого начала адвокат заявил, что не может действовать. Он сослался, во-первых, на наличие других обязательств, а затем на состояние своего здоровья. В таком случае заявление обвиняемого должно рассматриваться с особой тщательностью, ведь речь идет о бездействии адвоката и невозможности реализации права на правовую помощь.

02 ноября 2020 года в 16:00 Херсонский апелляционный суд рассмотрит заявление обвиняемого о замене адвоката. Международное общество прав человека продолжит мониторинг уголовного процесса П.П. Карпенко.

Monitoring of criminal proceedings of Petr Karpenko (hearing 10/12/2020)

On October 12, 2020, the Khersonsky Court of Appeal was supposed to hear the appeal of the accused P.P. Karpenko and his lawyer Y.S. Kletsko against the decision of the Novokakhovsky city court of the Kherson region dated July 27, 2020 to extend the accused’s detention period. P.P. Karpenko is charged under Part 2 of Article 15, clause 6, Part 2 of Article 115, Part 4 of Article 187, Part 1 of Article 309 of the Criminal Code of Ukraine (attempted murder out of selfish motives, robbery and illegal production, manufacture, acquisition, storage, transportation or shipment of narcotic drugs, psychotropic substances or their analogues without the purpose of sale).

The consideration of the appeal did not take place because the accused asked the court to replace his defense counsel. He noted that the current defender “… does not defend him in court, does not defend his rights.”

The prosecutor indicated that the refusal of a defense attorney or his replacement should take place exclusively in the presence of a defense attorney after providing an opportunity for confidential communication (Part 2 of Article 54 of the Criminal Procedure Code of Ukraine).

In the Resolution of the Cassation Criminal Court as part of the Supreme Court of June 7, 2018 in case No. 714/266/16-k it is indicated that, within the meaning of Part 1 of Article 412 of the Criminal Procedure Code of Ukraine restricting the right of the accused to free choice of defense counsel is a significant violation of the requirements of the criminal procedural law and the basis for canceling the court decision.

On the other hand, it should be noted that in the case of P.P. Karpenko it is not the first time a defender has been replaced. On November 7, 2019, the accused filed a petition to replace the defender appointed to him by the regional center for the provision of free secondary legal aid I.A. Zabolotny, to another free defense lawyer, arguing that his position with a lawyer in the implementation of defense is different, the accused does not agree with the opinion of the defense lawyer regarding the recognition of certain evidence in the case as inadmissible, and therefore he asks the court to accept his refusal from this defense lawyer. The refusal was accepted by the court.

At the hearing on April 17, 2020, the accused again submits a petition to replace the defender appointed by the regional center for the provision of free secondary legal aid with another, arguing that his positions with lawyer V. A. Bordun on the implementation of the defense is different, and also believes that the lawyer unprofessionally fulfills her duties, in particular, she does not submit applications that, in his opinion, should be made. The defendant’s defense lawyer V.A. Bordun supported the defendant’s petition, and also asked to replace his defender with another, referring to the fact that there are contradictions between her and the accused regarding the position on the defense line. The defendant’s petition was granted.

And again, at the hearing on 06.02.2020, the accused filed a motion to replace the third defender, Y.S. Kletsko, to another free lawyer, since he wants to have another defense lawyer in connection with the improper performance of his duties by a lawyer who is currently defending him in the aforementioned criminal proceedings. However, this time the court of first instance denied the accused and indicated that P.P. Karpenko did not explain what exactly he sees as the improper execution by lawyer Y.S. Kletsko, who provides free secondary legal aid, of his duties.

Now the accused raises the question of replacing the lawyer Y.S. Kletsko in the court of appeal, thus hindering the consideration of the appeal against the court’s decision to extend the period of detention within a reasonable time.

The European Court of Human Rights (hereinafter – the ECtHR) stated: Article 6 para. 3 (c) (Art. 6-3-c) gives the right “to everyone charged with a criminal offense” to be protected by a lawyer of his choice (“Pakelli v. Germany”, Para. 31). The case of “Croissant v. Germany” provides that, despite the importance of a relationship of trust between a lawyer and a client, the right of “everyone charged with a criminal offense” to be protected by a lawyer of his choice cannot be considered absolute. It is necessarily subject to certain restrictions when it comes to free legal aid, as well as where exactly the courts must decide whether the interests of justice require the accused to be defended by their appointed lawyer. When appointing defense counsel, the national courts must take into account the wishes of the accused. However, they may reject these wishes when there is appropriate and sufficient reason to believe that it is necessary in the interests of justice. (Paragraph 29).

Likewise, article 6, paragraph 3 (c), cannot be interpreted as securing the right to substitute public defender (“Lagerblom v. Sweden”, paragraph 55).

Without questioning the decision of the first instance court, representatives of the ISHR are concerned about how national courts are interpreting the ECtHR practice. Thus, the Novokakhovsky City Court of the Kherson Region, in a judgment of June 1, 2020, stated that “… taking into account the decisions in the cases “Campbell and Fell v. The United Kingdom”, “Krempovskaya v. Lithuania”, the ECtHR concluded that only those applicants who themselves have the means to pay for a defense lawyer, have the right to choose a defense lawyer of their choice”.

However, having studied the original texts of the decisions “Campbell and Fell v. The United Kingdom”, “Krempovskaya v. Lithuania”, we did not find such categorical positions. Moreover, the ISHR considers that such a wording may violate the right of “everyone charged with a criminal offense” to be protected by a lawyer of his choice.

Each case of filing an application to replace a lawyer is unique and should be examined for the proper performance of the lawyer’s duties. For example, in the case of “Artico v. Italy” (paragraph 33), the ECtHR found a violation of Article 6 para. 3 (c) of the Convention, as the applicant never used the services of a lawyer. From the very beginning, the lawyer stated that he could not act. He referred, first, to the existence of other obligations, and then to the state of his health. In this case, the application of the accused should be considered with special care, because we are talking about the inaction of a lawyer and the impossibility of exercising the right to legal assistance.

On November 2, 2020, at 4:00 pm, the Khersonsky Court of Appeal will consider the application of the accused to replace his lawyer. The International Society for Human Rights will continue to monitor this case.