Мониторинг уголовного производства Дубиневича Романа Анатольевича (22 декабря 2020 года)

22.12.2020 года в Луцком горрайонном суде Волынской области с участием коллегии судей Артыш Я.Д., Калькова О.А., Покидюк В.М. было проведено судебное заседание по делу № 154/3660/19 по обвинению Дубиневича Р.А. в совершении уголовного преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 115 УК Украины – «умышленное убийство».

На заседание прибыл другой прокурор, который является участником группы прокуроров по этому делу – Полищук. Прокурор указал, что с материалами дела ознакомлен частично. Также была на данном заседании произошла замена и со стороны защиты. Адвокат, который ранее представлял интересы обвиняемого, просил суд о приостановлении своих полномочий. Вместо него защиту будет обеспечивать адвокат Коваленко Е.В. на основании договора об оказании правовой помощи. Относительно замены адвоката обвиняемый не возражал.

Сторона обвинения заявила ходатайство о продлении Дубиневичу Р.А. меры пресечения в виде содержания под стражей сроком на 60 дней и обозначила, что риски, предусмотренные ст. 177 УПК Украины, которые ранее были основанием для применения исключительной меры пресечения в виде содержания под стражей, не уменьшились. Прокурор отметил, что Дубиневич Р.А. также может оказывать давление на свидетелей и потерпевшего.

Обвиняемый полностью возражал против ходатайства прокурора. Адвокат Коваленко также поддержала позицию своего подзащитного. По ее мнению, риск воздействия на свидетелей не является актуальным, так как подавляющее большинство свидетелей уже допрошено судом. Адвокат ходатайствовала об изменении меры пресечения на круглосуточный домашний арест. Более того, по ее мнению, в деле имеет место затягивание процесса, в том числе, посредством частой замены ведущего прокурора по делу и неподготовленности к судебному заседанию стороны обвинения.

Оценив ходатайства, суд постановил ходатайство стороны обвинения удовлетворить полностью, продлив срок содержания под стражей на 60 дней. В свою очередь, суд свою позицию аргументировал тем, что обвиняемый совершил особо тяжкое уголовное правонарушение; с целью предотвращения совершения новых преступлений, незаконного влияния на свидетелей по делу и потерпевшего есть необходимость продлить меру пресечения подсудимому. Кроме того, суд сослался на практику ЕСПЧ в части того, что наличие оснований для оставления обвиняемого под стражей следует оценивать в каждом деле с учетом его особенностей. Продолжающееся содержание под стражей может быть оправданной мерой в том или ином деле только при наличии четких признаков того, что этого требует настоящий интерес общества, который, несмотря на презумпцию невиновности, перевешивает интересы обеспечения права на свободу (“Ечюс против Литвы”, п. 93).

Наблюдатель МОПЧ отмечает тот факт, что продление сроков содержания под стражей в деле Дубиневича Р.А. может со временем приобрести автоматический характер. Впервые Луцким горрайонным судом Волынской области срок содержания под стражей Дубиневичу Р.А. был продлен 16 декабря 2019 года, а значит обвиняемый уже более одного года содержится под стражей в ожидании решения суда по не изменяющимся рискам.

Европейский суд по правам человека утверждает, что национальные суды должны, в первую очередь, обеспечивать, чтобы в конкретном деле заключение обвиняемого не превышало разумный срок. Для этого они должны, принимая должным образом во внимание принцип презумпции невиновности, исследовать все обстоятельства дела, которые могут подтвердить или опровергнуть наличие общественной потребности, которая оправдывает отклонения от требования относительно уважения свободы личности, и указать об этом в своих решениях о продлении срока содержания под стражей («И.А. против Франции», п. 102).

Изучив все постановления Луцкого горрайонного суда Волынской области о продлении сроков содержания под стражей относительно подсудимого, МОПЧ обращает внимание, что национальный суд не менял обоснование необходимости продления сроков содержания под стражей с момента первого постановления. Такие действия могут противоречить практике ЕСПЧ. 

Согласно п. 3 ст. 5 ЕКПЧ, по истечении определенного времени одно лишь существование обоснованного подозрения перестает быть основанием для лишения свободы и судебные органы обязаны привести другие основания для продолжающегося содержания под стражей. К тому же такие основания должны быть четко указаны национальными судами («Харченко против Украины» п.80).

В деле Дубиневича Р.А. в основу решения национального суда положены следующие факты: Дубиневич Р.А. обвиняется в совершении особо тяжкого преступления, с его стороны могут быть незаконные воздействия на свидетелей по делу и потерпевших. Такие аргументы были положены в основу первых решений национального суда о продлении сроков содержания под стражей и уже на протяжении одного года остаются неизменными.

Европейский суд по правам человека часто устанавливал нарушение п. 3 ст. 5 Конвенции в случаях, когда национальные суды продолжали содержание под стражей, ссылаясь в основном на тяжесть обвинений и используя шаблонные формулировки, даже не рассматривая конкретных фактов или возможности применения альтернативных мер («Харченко против Украины» пп. 80-81; «Третьяков против Украины» п. 59).

Кроме того, эксперты МОПЧ обращают внимание на частые замены ведущего прокурора по этому делу. Как и указывала адвокат Коваленко, частая замена ведущего прокурора по делу и не подготовленность к судебному заседанию, как пример, прокурора Полищука свидетельствует о затягивании процесса. Это, в свою очередь, свидетельствует о непрофессиональном исполнении своих обязательств со стороны обвинения.

Следует обратить внимание на то, что двое судей коллегии, секретарь суда и прокурор не соблюдали правила карантинных ограничений, а именно присутствовали всё заседание без средств защиты (маски), подвергая опасности своё здоровье и здоровья окружающих.

Следующее судебное заседание суд назначил на 26.02.2020 года. Мониторинговая группа Международного общества прав человека продолжит мониторинг по данному делу.

Monitoring of criminal proceedings Dubinevich Roman Anatolyevich (December 22, 2020)

12/22/2020 in the Lutsk City District Court of the Volyn region with the participation of a panel of judges Y.D.Artysh, O.A.Kalkova, V.M.Pokidyuk a court hearing was held in case No. 154/3660/19 on charges of R.A. Dubinevich accused of the commission of a criminal offense under Part 1 of Art. 115 of the Criminal Code of Ukraine – “premeditated murder”.

Another prosecutor, who is a member of the group of prosecutors in this case, Polishchuk, arrived at the hearing. The prosecutor indicated that he was partially familiar with the case materials. Also, at this hearing there was a change from the side of the defense. The lawyer, who previously represented the interests of the accused, asked the court to suspend his powers. Instead, the defense will be provided by lawyer E.V. Kovalenko on the basis of an agreement on the provision of legal assistance. The defendant did not object to the replacement of his lawyer.

The prosecution filed a petition for extension of measure of restraint for Dubinevich in the form of detention for a period of 60 days and indicated that the risks under Art. 177 of the Code of Criminal Procedure of Ukraine, which were previously the basis for the application of an exceptional measure of restraint in the form of detention, have not diminished. The prosecutor noted that R.A.Dubinevich can also put pressure on witnesses and the victim.

The accused completely objected to the prosecutor’s request. Lawyer Kovalenko also supported the position of her client. In her opinion, the risk of influencing witnesses is not relevant, since the overwhelming majority of witnesses have already been questioned by the court. The lawyer petitioned to change the measure of restraint to round-the-clock house arrest. Moreover, in her opinion, there is a delay in the case, due to the frequent replacement of the leading prosecutor in the case and the unpreparedness of the prosecution for the trial.

Having evaluated the motions, the court ruled to satisfy the petition of the prosecution in full, extending the period of detention by 60 days. In turn, the court argued its position by the fact that the accused had committed a particularly grave criminal offense; in order to prevent the commission of new crimes, illegal influence on the witnesses in the case and the victim, there is a need to extend the measure of restraint for the defendant. In addition, the court referred to the practice of the ECtHR in the part that the existence of grounds for keeping the accused in custody should be assessed in each case, taking into account its specific features. Continued detention can be a justified measure in a particular case only if there are clear indications that it is required by the real public interest, which, despite the presumption of innocence, outweighs the interests of securing the right to liberty (“Ečius v. Lithuania”, para. 93).

The observer of the ISHR notes the fact that the extension of the terms of detention in the case of R.A. Dubinevich may become automatic over time. For the first time by the Lutsk City District Court of the Volyn Region, the term of detention R.A.Dubinevich was extended on December 16, 2019, which means that the accused has been in custody for more than one year, awaiting a court decision on unchanging risks.

The European Court of Human Rights argues that national courts must first and foremost ensure that, in a particular case, the detention of an accused does not exceed a reasonable time. To do this, they must, taking due account of the principle of the presumption of innocence, examine all the circumstances of the case that may confirm or deny the existence of a public need that justifies deviations from the requirement to respect individual liberty, and indicate this in their decisions to extend the term of detention (“IA v. France”, para. 102).

Having studied all the decisions of the Lutsk City District Court of the Volyn Region on the extension of the term of detention in relation to the defendant, the ISHR draws attention to the fact that the national court did not change the rationale for the need to extend the term of detention from the moment of the first decision. Such actions may contradict the practice of the ECtHR.

According to paragraph 3 of Art. 5 of the ECHR, after a certain period of time, the mere existence of a reasonable suspicion ceases to be a basis for deprivation of liberty and the judicial authorities are obliged to provide other grounds for continued detention. In addition, such grounds must be clearly indicated by the national courts (“Kharchenko v. Ukraine”, para. 80).

In the case of R.A. Dubinevich the decision of the national court was based on the following facts: R.A.Dubinevich is accused of committing an especially grave crime, on his part there may be unlawful influences on witnesses in the case and victims. Such arguments formed the basis of the first decisions of the national court to extend the period of detention and have remained unchanged for one year.

The European Court of Human Rights has often found a violation of paragraph 3 of Art. 5 of the Convention in cases where domestic courts continued detention, relying mainly on the gravity of the charges and using formulaic language, without even considering specific facts or the possibility of applying alternative measures (“Kharchenko v. Ukraine”, paras. 80-81; “Tretyakov v. Ukraine”, para. 59).

In addition, the ISHR experts draw attention to the frequent replacement of the lead prosecutor in this case. As the lawyer Kovalenko pointed out, the frequent replacement of the leading prosecutor in the case and the lack of preparation for the court session, as an example, of the prosecutor Polishchuk, indicates a delay in the proceeding. This, in turn, testifies to the unprofessional performance of their obligations by the prosecution.

It should be noted that two judges of the collegium, the secretary of the court and the prosecutor did not comply with the rules of quarantine restrictions, namely, they attended the entire session without protective equipment (masks), endangering their health and the health of others.

The next court session was scheduled for February 26, 2020. The monitoring group of the International Society for Human Rights will continue to monitor this case.