Мониторинг дела Ларисы Чубаровой (13.12.2019)

13 декабря 2019 года в Харьковском апелляционном суде рассмотрена апелляционная жалоба Чубаровой Ларисы Викторовны, гражданки Российской Федерации, обвиняемой в совершении уголовного правонарушения по признакам ч. 4 ст. 260 УК Украины – создание не предусмотренных законом военизированных или вооруженных формирований, ч .1 ст.110 УК Украины – посягательство на территориальную целостность Украины, ч.1 ст.263 УК Украины – незаконное обращение с оружием.

Решением Киевского районного суда г. Харькова от 29.06.2017 года Чубарова Лариса Викторовна была признана виновной по вышеперечисленным обвинениям и ей назначено наказание в виде 11 лет лишения свободы.

12 декабря 2017 года было открыто апелляционное производство. Таким образом, в Харьковском апелляционном суде дело рассматривается уже более 2х лет и так и не получило логического окончания. Одной из причин нарушения разумных сроков является наличие 5 фактов самоотводов судей.

Кроме того, на затягивание сроков рассмотрения дела непосредственно повлияла и сторона защиты. Адвокат А.Шадрин не единожды не являлся на судебные заседания без уважительных причин.

На судебном заседании 13 декабря адвокат оказался недостаточно подготовленным. Например, просил провести повторную судебную экспертизу вещественных доказательств (взрывных средств), которые были уничтожены. Не смог аргументировать свою позицию о виде экспертизы. В результате, обвиняемая не поддержала ходатайство о проведении такой экспертизы. Также адвокат просил назначить психологическую экспертизу свидетеля, хотя апелляционный суд не имеет таких процессуальных прав. По мнению наблюдателя МОПЧ, защита носила ситуационный характер. Необходимо отметить, что данный адвокат предоставляет Л. Чубаровой правовую помощь не на основании договора, а назначен судом из Центра БВПП.

В связи со слабой позицией защитника, обвиняемая самостоятельно разъясняла судьям суть ходатайств, отвечала на вопросы судей, хотя не владеет необходимыми юридическими знаниями. Кроме того, самостоятельно «защищалась» от заявлений прокурора.

Кроме того, Чубарова Лариса ранее заявляла о том, что ей не предоставляется эффективная правовая помощь. Но на момент судебного заседания заявила: «Я безумно устала от своего положения правовой неопределенности. Давайте рассмотрим как можно больше вопросов, раз мы уже собрались в полном составе».

Судебный процесс характеризуется абсолютной несистематичностью. Это и есть одной из причин его длительности.

Как обозначил Кассационный уголовный суд в составе Верховного Суда в решении от 06 июня 2019 года по делу № 738/1085/17: «…эффективность защиты не является тождественной достижению по результатам судебного разбирательства желаемого для обвиняемого результата, а заключается в предоставлении ему надлежащих и достаточных возможностей с использованием собственных процессуальных прав или квалифицированной юридической помощи.»

Конвенция о защите прав человека говорит о «помощи», а не о «назначении». Само назначение адвоката не обеспечивает эффективную помощь, поскольку адвокат, назначенный для целей юридической помощи, может…уклоняться от своих обязанностей. Если они уведомлены о ситуации, власти должны либо заменить его, либо заставить его выполнить свои обязательства («Артико против Италии», § 33; Siyrak v. Russia, § 27).

Тот факт, что адвокат предоставлен обвиняемой на бесплатной основе, не оправдывает таких его действий. Представители МОПЧ вынуждены, в том числе в связи с заявлениями обвиняемой, констатировать нарушение пп. с п. 3 ст. 6 Конвенции (право на эффективную правовую помощь, effective legal assistance).

Международное общество прав человека продолжит мониторинг и уточнение деталей данного дела.

Monitoring the case on charges of Chubarova Larisa (12/13/2019)

On December 13, 2019, the Kharkov Court of Appeal examined the appeal of Chubarova Larisa, a citizen of the Russian Federation, accused of committing a criminal offense on the grounds of part 4 of Art. 260 of the Criminal Code of Ukraine – the creation of paramilitary or armed groups not prescribed by law, part 1 of article 110 of the Criminal Code of Ukraine – encroachment on the territorial integrity of Ukraine, part 1 of article 263 of the Criminal Code of Ukraine – illegal handling of weapons.

By the decision of the Kiev district court of Kharkov dated 06/29/2017, Chubarova Larisa was found guilty of the above charges and she was sentenced to 11 years in prison.

On December 12, 2017, the appeal proceedings were opened. Thus, the Kharkov Court of Appeal has been hearing the case for more than 2 years. One of the reasons for the violation of reasonable time of trial is 5 facts of self-recusation of judges.

In addition, the delay of the consideration of the case was directly affected by the defense. More than once lawyer Shadrin A. did not appear at court hearings without good reason.

At the hearing on December 13, the lawyer was insufficiently prepared. For example, he requested a second forensic examination of the material evidence (explosive devices) that were destroyed. He could not argue his position on the type of examination. As a result, the accused did not support the request for such an examination. The lawyer also asked for a psychological examination of the witness, although the court of appeal does not have such procedural rights. According to the ISHR observer, the defense was situational in nature. It should be noted that this lawyer does not provide Chubarova L. with legal assistance on the basis of an agreement, but was appointed by the court from the list of public defenders.

Due to the weak position of the defense counsel, the accused independently clarified the essence of the motions to the judges, answered questions from the judges, although she did not have the necessary legal knowledge. In addition, she “defended” herself against statements by the prosecutor.

In addition, Larisa Chubarova previously stated that she was not provided with effective legal assistance. But at the time of the trial, she said: “I am extremely tired of my position of legal uncertainty. Let’s consider as many questions as possible, since we have already gathered in full force.”

The trial is characterized by absolute unsystematicity. This is one of the reasons for its duration.

As the Cassation Criminal Court as part of the Supreme Court indicated in the decision of June 6, 2019 in case No. 738/1085/17: “… the effectiveness of the defense is not the same as achieving the desired result for the accused by the results of the trial, but rather providing him with appropriate and sufficient opportunities using their own procedural rights or qualified legal assistance”.

The Convention for the Protection of Human Rights refers to “assistance” rather than “appointment.” The very appointment of a lawyer does not provide effective assistance, since a lawyer appointed for the purposes of legal assistance may … evade his duties. If they are notified of the situation, the authorities must either replace him or force him to fulfill his obligations (“Artiko v. Italy”, § 33; “Siyrak v. Russia”, § 27).

The fact that a lawyer is provided by the accused on a free basis does not justify his actions. Representatives of the ISHR are forced (in connection with the statements of the accused) to establish a violation of paragraph 3 of Art. 6 of the Convention (the right to effective legal assistance).

The International Society for Human Rights will continue to monitor and clarify the details of this case.