Досудебное расследование по делу Шеремета (судебные заседания февраль 2020 года)

20.07.2016 года произошло убийство журналиста Павла Шеремета, в связи с чем было открыто уголовное производство по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст. 28, п.п.5,12, ч.2, ст. 115 УК Украины (умышленное убийство организованной группой). Практически через 4 года досудебного расследования, 12.12.2019, огласили подозрение Я.Дугарю (военный парамедик), А.Антоненко (сержант Сил спецопераций), Ю.Кузьменко (кардиохирург). Эксперты МОПЧ начинали мониторинг данного уголовного процесса.

Уголовное производство находится на стадии досудебного расследования, соответственно в Печерском районном суде города Киева проходили судебные заседания, на которых рассматривались вопросы связанные с мерой пресечения пресечения.

Так, прокурор подал ходатайства о применении меры пресечения в виде содержания под стражей в отношении А.Антоненко и Ю.Кузьменко, а для Я.Дугарь – ходатайствовал о круглосуточном домашнем аресте (далее сменили на ночной домашний арест). Со слов защиты, эти ходатайства содержали только риски, предусмотренные УПК Украины, которые не были обоснованы. Так, например, прокурор говорил об экспертизе видеоматериалов с камер видеонаблюдения, которая установила рост убийц, а после того как защита начала использовать эти данные для подтверждения невиновности подозреваемых, так как рост подозреваемых в среднем отличается на 10 см., прокурор высказался следующим образом: получен вывод о том, что рост людей вообще невозможно установить при ходьбе и эксперт не определил даже приблизительно рост.

По мнению ЕСПЧ необходимо принимать во внимание качество доказательств, в том числе и то, вызывают ли сомнения обстоятельства, при которых они были получены, в их достоверности или точности («Джаллоха против Германии», п. 96). Стоит отметить, что единственным доказательством, которым оперировал прокурор была именно эта экспертиза. МОПЧ выражает своё беспокойство относительно этого факта, поскольку уверено, что применение меры пресечения, ограничивающей свободу, должно быть подкреплено доказательствами, которые подтверждают реальное наличие рисков, поскольку право на свободу и личную неприкосновенность имеет первостепенное значение в демократическом обществе и гарантируется Конституцией Украины, Европейской Конвенцией и рядом других международных договоров.

14 февраля Печерский районный суд удовлетворил ходатайства прокурора и продлил меру пресечения подозреваемым. 20 февраля адвокаты пытались обжаловать это решение, но подозреваемых не привезли из СИЗО, поэтому заседание было перенесено.

Стоит отметить, что, со слов адвоката Я.Дугарь, бремя доказывания в данном производстве возложено именно на защиту, поскольку прокуратура не предоставляет новые доказательства вины, а только пытается поставить под сомнение доказательства невиновности. Например, в суде допрашивали 5 свидетелей (2 медсестры и 3 военных) защиты, которые подтвердили алиби Я.Дугарь и сказали, что в июле 2016 года последняя находилась в военном госпитале. Прокурор в ответ на это заявил, что показания нельзя расценивать как допустимые, поскольку из этого же госпиталя они допрашивали 10 сотрудников, которые сказали, что не помнят ничего о событиях того времени, а значит подозрительно, что одни помнят, а другие нет.

Важно отметить, что перенос бремени доказывания со стороны обвинения на сторону защиты является безусловным нарушением презумпции невиновности («Телфнер против Австрии», пункт 15). Эксперты МОПЧ считают, что не только вышеупомянутое обстоятельство нарушает презумпцию невиновности в этом уголовном производстве, еще причиной нарушения презумпции могут выступать систематические высказывания в СМИ должностных лиц правоохранительных органов и исполнительной власти касательно досудебного расследования и подозреваемых, в частности. Подчеркнем, что мы не констатируем факт нарушения, а предполагаем возможность его наличия, поскольку презумпция невиновности может быть нарушена не только судьей или судом, но также и другими государственными органами власти (“Аллене де Рибемон против Франции”, пункт 36; “Дактарас против Литвы”, пункт 42). Пункт 2 статьи 6 запрещает заявления государственных должностных лиц о незавершенных расследованиях уголовных дел, которые содействуют мнению общественности о вине обвиняемого и предрешают оценку фактов компетентным судебным органом (“Исмоилов и другие против России» пункт 161; “Буткевичиус против Литвы”, пункт 53).

Кроме того, адвокат Я.Дунарь назвал перечень нарушений, которые он считает, были допущены в отношении его подзащитной:

  1. Нарушение права на личную свободу (подозреваемая была задержана без решения суда и без составления протокола задержания).
  2. Нарушение права на защиту (адвокатам и подозреваемым не предоставляют материалы дела для ознакомления). «Средства», которыми должен располагать любой подозреваемый в совершении преступления, подразумевают возможность в целях подготовки к защите ознакомиться с результатами проведенного расследования («Хусейн и другие против Азербайджана», пункт 175; «ОАО Нефтяная компания Юкос против России» пункт 538).

Отдельно важно отметить тот факт, что на сегодняшний день данное уголовное производство вызывает серьезный резонанс в обществе. СМИ ежедневно публикуют новую информацию о позиции следствия и защиты. Международное общество прав человека полагает, что данная деятельность СМИ может быть расценена как массовая кампания против любого из участников процесса, или направленна на достижения определенного эффекта при формировании мнения у суда относительно данного дела. В таком случае будет иметь место нарушение принципа справедливого судебного рассмотрения. ЕСПЧ в деле « Кузьмин против России», пункт 62, подчеркнул, что несдержанная кампания в прессе может оказать негативное влияние на справедливость судебного разбирательства, воздействуя на общественное мнение. Эксперты МОПЧ в процессе своего мониторинга не раз сталкивались с ситуациями, когда суд подвергался давлению как со стороны исполнительной власти, так и в связи с массовыми кампаниями в СМИ (дело А.Щеголева, дело А.Хандрыкина, дело В.Януковича, дело экс сотрудников беркута и т.д.). Отметим, что эксперты МОПЧ в своем годовом докладе за 2018 год выделяли  давление на суд, как одну из негативных тенденций года.

Почему массовые кампании СМИ следует расценивать, как один из рычагов давления на суд? Исходя из того, что СМИ выступают своего рода регуляторами общественного мнения, их публикации способны повлечь следующие последствия:

  1. Своими публикациями, осуждающими решения суда, например, называя их незаконными, могут поднимать уровень недоверия к судебной власти в целом. Судья ЕСПЧ Анна Юдковская на 12 внеочередном съезде судей Украины отметила, что одной из причин лидирующих позиций Украины по количеству жалоб в ЕСПЧ, являются массовые кампании СМИ, которые своей работой вкладывают в головы украинцам недоверие к судам.
  2. Массовые публикации, очерняющие судью или коллегию судей, могут провоцировать людей с активной гражданской позицией предпринимать меры, которые, по их мнению, смогут изменить ход судебного рассмотрения. С подобной ситуацией мы сталкивались в деле экс сотрудников беркута, когда коллегия сменила одному из обвиняемых меру пресечения на более мягкую (содержание под стражей сменили на домашний арест), СМИ стали осуждать это решение, и, как следствие, председательствующий судья подвергся нападению около своего дома, после которого обвиняемому вернули меру пресечения в виде содержания под стражей.

Международное общество прав человека продолжит мониторинг данного уголовного производства для уточнения всех деталей.

Pre-trial investigation of the Sheremet case (court hearings February 2020)

On July 20, 2016, the journalist Pavel Sheremet was murdered. Сriminal proceedings were opened on the grounds of a crime under Part 3 of Art. 28, items 5.12, part 2, Art. 115 of the Criminal Code of Ukraine (intentional murder by an organized group). After almost 4 years of pre-trial investigation, 12.12.2019, the suspicion was announced to Y. Dugar (military paramedic), A. Antonenko (sergeant of the Special Operations Forces), Y. Kuzmenko (cardiac surgeon). ISHR experts began monitoring this criminal proceeding.

The criminal proceedings are at the stage of pre-trial investigation in the Pechersk district court of Kiev. Issues related to the measure of restraint were considered.

The prosecutor filed a motion to apply a measure of restraint in the form of detention for A. Antonenko and Y. Kuzmenko, and for Y. Dugar he applied for a round-the-clock house arrest (later changed to a night house arrest). According to the defense, these petitions contained only the risks stipulated by the Code of Criminal Procedure of Ukraine, which were not justified. So, for example, the prosecutor talked about the examination of video materials from surveillance cameras, which established the height of the killers, and after the defense began to use this data to confirm the innocence of the suspects, since the height of suspects differs by an average of 10 cm, the prosecutor spoke as follows: the conclusion was drawn that it is generally impossible to establish the height of people when walking and the expert did not even determine approximately height.

According to the ECtHR, it is necessary to take into account the quality of the evidence, including whether the circumstances in which it was obtained raise doubts about their reliability or accuracy (“Dzhallokh v. Germany”, para. 96). It is worth noting that this examination was the only evidence that the prosecutor operated on. The ISHR expresses its concern about this fact, since it is confident that the application of a measure of restraint restricting freedom should be supported by evidence that confirms the real existence of risks, since the right to liberty is of paramount importance in a democratic society and is guaranteed by the Constitution of Ukraine, the European Convention and a number of other international treaties.

On February 14, the Pechersky District Court granted the prosecutor’s motions and extended the measure of restraint to the suspects. On February 20, lawyers tried to appeal this decision, but the suspects were not brought from the pre-trial detention center, so the hearing was adjourned.

It is worth noting that, according to the lawyer Y. Dugar, the burden of proof in this proceeding rests with the defense, since the prosecutor’s office does not provide new evidence of guilt, but only tries to cast doubt on the evidence of innocence. For example, in court, 5 witnesses (2 nurses and 3 military) were interrogated by the defense, who confirmed the alibi of Y. Dugar and said that in July 2016 the latter was in a military hospital. In response to this, the prosecutor stated that the testimony should not be regarded as admissible, since they interrogated 10 employees from the same hospital who said they did not remember anything about the events of that time, which means that it was suspicious that some remember, and others did not.

It is important to note that shifting the burden of proof from the prosecution to the defense is an absolute violation of the presumption of innocence (“Telfner v. Austria”, para. 15). ISHR experts believe that not only the aforementioned circumstance violates the presumption of innocence in this criminal proceeding, systematic statements in the media by law enforcement officials and the executive regarding the pre-trial investigation and suspects, in particular, may also cause a breach of the presumption. We emphasize that we do not ascertain the fact of the violation, but assume the possibility of its existence, since the presumption of innocence can be violated not only by a judge or court, but also by other state authorities (“Allene de Ribemont v. France”, para. 36; “Dactaras v. Lithuania”, paragraph 42). Article 6, paragraph 2, prohibits statements by state officials about pending criminal investigations that promote public opinion about the guilt of the accused and predetermine the assessment of the facts by the competent judicial authority (“Ismoilov and Others v. Russia”, para. 161; “Butkevichius v. Lithuania”, para. 53).

In addition, the lawyer Y. Dunar named the list of violations that he considers were committed in relation to his client:

  1. Violation of the right to personal freedom (the suspect was detained without a court order and without drawing up a detention protocol).
  2. Violation of the right to defense (lawyers and suspects are not provided with case materials for review). The “means” that any suspected of committing a crime must have the ability to familiarize themselves with the results of the investigation in preparation for defense (“Hussein and Others v. Azerbaijan”, para. 175; “Yukos Oil Company v. Russia”, para. 538).

It is especially important to note the fact that today this criminal proceeding causes serious resonance in society. The media daily publishes new information on the position of the investigation and defense. The International Society for Human Rights believes that this media activity can be regarded as a massive campaign against any of the participants in the trial or aimed at achieving a certain effect in forming the court’s opinion on this case. In this case, there will be a violation of the principle of a fair trial. The ECtHR in the case of “Kuzmin v. Russia”, paragraph 62, emphasized that an unrestrained press campaign could have a negative effect on the fairness of the trial, influencing public opinion. In the course of their monitoring, the ISHR experts repeatedly faced situations when the court was subjected to pressure both from the executive branch and from mass media campaigns (A. Shchegolev’s case, A. Khandrykin’s case, V. Yanukovych’s case, former officers of “Berkut” riot police case, etc.). In the annual report for 2018, the ISHR experts identified pressure on the court as one of the negative trends of the year.

Why should mass media campaigns be regarded as one of the levers of pressure on the court? Based on the fact that the media act as a kind of regulators of public opinion, their publications can lead to the following consequences:

  1. By their publications condemning court decisions, for example, calling them illegal, they can raise the level of mistrust in the judiciary as a whole. The judge of the ECtHR, Anna Yudkovskaya, at the 12th extraordinary congress of judges of Ukraine noted that one of the reasons for Ukraine’s leading position in the number of complaints to the ECtHR is the mass media campaigns, which put distrust for the courts in the minds of Ukrainians.
  2. Mass publications denigrating a judge or a panel of judges can provoke people certain people to take measures that, in their opinion, can change the course of a judicial review. We faced a similar situation in the case of ex-officers of the “Berkut”, when the collegium changed measure of restraint for one of the accused to a lesser measure (detention was changed to house arrest), the media began to condemn this decision, and as a result, the presiding judge was attacked near his home, after which the accused was detained once again.

The International Society for Human Rights will continue to monitor this criminal procedure to clarify all the details.