Мониторинг судебного процесса над Александром Щеголевым (заседание 12.12.2019)

12 декабря состоялось очередное судебное заседание по делу экс начальника Главного управления СБУ в г. Киеве и Киевской области Александра Щеголева, который обвиняется в том, что руководил штабом антитеррористической операции, проводимой против сторонников «Майдана» (зима 2013-2014). Эксперты Международного общества прав человека продолжают мониторинг данного судебного процесса.

Из-за загруженности коллегии на данном судебном заседании удалось рассмотреть только одно ходатайство. Сторона обвинения, ссылаясь на информацию из видео А.Шария (помимо прочего, известный ютуб блогер в Украине), подала ходатайство о смене меры пресечения А.Щеголеву. Так, прокуроры просили суд взять обвиняемого под круглосуточный домашний арест. Мотивация ходатайства заключалась в том, что из-за информации, распространённой Шарием, прокуратура не сможет контролировать  выполнение обязательств А.Щеголевым, возложенных на него законом.  Со слов адвоката К.Легких, суд был озадачен такой мотивацией обвинения, поскольку не совсем понятно то, каким образом блогер связан с данным уголовным производством. Суд не удовлетворил ходатайство, оставив обвиняемому меру пресечения в виде личного обязательства.

В предыдущем отчете эксперты МОПЧ отметили позитивную тенденцию в виде отсутствия безосновательных переносов судебных заседаний, что как следствие тянет за собой возможность рассмотрения уголовного производства в разумные сроки. Но на данном заседании адвокат при личной беседе выразил свою обеспокоенность касательно сроков рассмотрений этого дела, защитник отметил, что такими темпами до окончательного приговора может и не дожить он сам (ирония). Безусловно  слова  защиты не следует воспринимать всерьёз, но все таки следует отметить, что такой настрой адвоката вызывает обеспокоенность, так как дело уже рассматривается около пяти лет и сложно предположить сколько еще лет пройдёт до окончательного приговора суда.

Тяжело поспорить с тем фактом, что нарушения принципа разумности сроков наиболее часто встречается в уголовном процессе и отмечается экспертами МОПЧ в отчетах. Нами были уже приведены в пример десятки решений ЕСПЧ, где Суд говорит  о важности данного принципа и о критериях, которые следует использовать для правильного толкования принципа. Так, учитывая позитивные моменты по организации судебных заседаний, следует все таки сказать о том, что даже если определенные этапы разбирательства осуществляются с приемлемой скоростью, общая продолжительность производства может тем не менее превышать «разумный срок» (Доббертен против Франции, пункт 44). Другими словами, упорядоченный график судебных заседаний и отсутствие их переноса безусловно положительный фактор, но объём вопросов, рассматриваемых на судебном заседании, играет немаловажную роль для рассмотрения дела в целом в разумные сроки. Так, эксперты МОПЧ считают, что рассмотрение только одного ходатайства за заседание это непозволительная роскошь, учитывая факт того, что А.Щеголев находиться под бременем обвинения уже пять лет.

Стоит отметить, что наблюдатель МОПЧ немного опоздал на судебное заседание и председательствующий судья сделал ему замечание в связи с этим. Это является интересным аспектом, так как ранее на данном процессе часто присутствовали активисты, которые могли нарушать ход рассмотрения своими эмоциональными высказываниями и коллегия практически не делала им замечаний. В связи с этим можно предположить, что присутствие активистов неким образом оказывало  давление на суд. Эксперты МОПЧ уже не единожды указывали на это и в своих отчетах, и во время рабочих встреч. В процессе  мониторинга, мы уже сталкивались с подобной ситуацией. Так, на судью Святошинского  районного суда было совершено нападение около его дома сразу же после того, как коллегия,  в которой он председательствует, сменила меру пресечения одному из обвиняемых по делу майдана.

Эксперты Международного общества прав человека продолжат мониторинг и уточнение деталей данного судебного процесса.

Monitoring the trial of Alexander Shchegolev (session 12/12/2019)

On December 12, a regular court session was held on the case of the former head of the Main Directorate of the Security Service of Ukraine in Kiev and Kiev Region, Alexander Shchegolev, who is accused of having led the headquarters of the anti-terrorist operation conducted against supporters of the Maidan (winter 2013-2014).

Experts from the International Society for Human Rights continue to monitor this lawsuit.

Due to the workload of the board at this hearing, it was possible to consider only one petition. The prosecution, referring to information from the video of A. Shariy (among other things, the well-known YouTube blogger in Ukraine), filed a motion to change the measure of restraint to A. Shchegolev. Prosecutors asked the court to take the accused under round-the-clock house arrest. The motivation for the petition was that due to the information disseminated by Shariy, the prosecutor’s office would not be able to monitor the fulfillment of the obligations of A. Shchegolev assigned to him by law. According to lawyer K.Legkih, the court was puzzled by this motivation for the prosecution, since it is not entirely clear how the blogger is connected with this criminal case. The court did not grant the request, leaving the accused with a measure of restraint in the form of a personal obligation.

In a previous report, the experts of the ISHR noted a positive trend in the form of the absence of unjustified adjournments of court hearings, which, as a result, entails the possibility of considering criminal proceedings within a reasonable time. But at this hearing, the lawyer, in a personal conversation, expressed his concern about the timing of the proceedings in this case, the lawyer noted that “he himself might not live up to the final sentence” (irony). Of course, the words of the defense should not be taken seriously, but nevertheless it should be noted that this attitude of the lawyer is a matter of concern, since the case has already been considered for about five years and it is difficult to predict how many more years will pass before the final court verdict.

It is difficult to argue with the fact that violations of the principle of reasonableness of time are most often encountered in criminal proceedings and are noted by the ISHR experts in the reports. We have already cited dozens of judgments of the ECtHR, where the Court speaks about the importance of this principle and the criteria that should be used to correctly interpret the principle. So, taking into account the positive aspects of the organization of court hearings, it should still be said that even if certain stages of the hearings are carried out at an acceptable speed, the total duration of the hearings may nevertheless exceed a “reasonable time” (“Dobbertin v. France”, para. 44). In other words, the streamlined schedule of court hearings and the lack of rescheduling is certainly a positive factor, but the volume of issues considered at the hearing plays an important role in considering the case as a whole within a reasonable time. So, the experts of the ISHR believe that considering only one petition per session is an unacceptable luxury, given the fact that A. Schegolev has been under the burden of prosecution for five years.

It is worth noting that the ISHR observer was a little late for the hearing and the presiding judge made a remark in connection with this. This is an interesting aspect, since earlier in this trial activists were often present who could disrupt the course of the examination with their emotional statements and the board practically did not make any comments to them. In this regard, it can be assumed that the presence of activists in some way put pressure on the court. ISHR experts have repeatedly pointed to this in their reports and during working meetings. In the process of monitoring, we have already encountered a similar situation. As an example, a judge of the Svyatoshinsky district court was attacked next to his house immediately after the collegium, in which he presided, changed the measure of restraint to one of the defendants in the Maidan case.

Experts from the International Society for Human Rights will continue to monitor and clarify the details of this lawsuit.