Мониторинг дела В.Муравицкого (судебное заседание 03.10.2019)

03 октября 2019 года в Королевском районном суде города Житомир прошло очередное судебное заседание по делу журналиста Василия Муравицкого, которого обвиняют в государственной измене и посягательстве на территориальную целостность Украины (ч.2 ст. 110, ч.1 ст. 111, ч.2 ст. 161, ч.1 ст. 258-3 УК Украины) посредством его журналистской деятельности. Эксперты Международного общества прав человека продолжают мониторинг данного судебного процесса.

Ход заседания.

Суд продолжил рассмотрение письменных доказательств и материалов стороны обвинения, полученных в результате негласных следственных действий. Прокурор предоставил в виде доказательства скриншоты экрана компьютера, по утверждению прокуратуры, принадлежавшего обвиняемому. Рассматривались скриншоты переписки с лицом, по мнению прокуратуры, проживающим на территории РФ, а именно с редактором издания «Политнавигатор». По предположению прокурора, В.Муравицкий получал от этого лица оплату за написанные статьи. Обвиняемый возразил против приобщения данного протокола, считая его недопустимым доказательством и подал соответствующее ходатайство, которое поддержал адвокат. Посоветовавшись на месте, суд решил отказать в признании недопустимыми данные доказательства и приобщил их к материалам дела.

Прокурор подал как доказательства, ходатайства следственному судьи на разрешение проведения негласных следственных действий (НСРД) и поручение на их проведение. Среди них, разрешение на визуальное наблюдение за лицом, фотографирование, снятие информации с электронных информационных систем, электронной почты, аудио и видеоконтроль за местом проживания обвиняемого. Сторона защиты прокомментировала, что все эти ходатайства не содержат разрешения на вмешательство в частное общение. Следовательно, НСРД проводились с нарушением конституционных прав обвиняемого. Прокурор прокомментировал, что это процессуальные документы, которые подтверждают проведения НСРД, и сами по себе не содержат доказательств. Суд приобщил данные доказательства.

Далее, прокурор хотел подать еще один протокол осмотра с диском, но сторона защиты настояла на осмотре его вместе с техническим специалистом, который сможет объяснить каким образом файлы были записаны на диск и как именно создавались скриншоты, так как к у защиты есть вопросы касательно их подлинности и что дата записи диска не совпадает с датой написания протокола. Суд принял во внимание тот факт, что специалисты уже вызывались на заседания суда, но не пришли, и решил отложить рассмотрение поданных прокурором доказательств с дисками до следующего заседания, на которое будет приглашен технический специалист и следователь для дачи разъяснений.

В связи с окончанием срока меры пресечения до даты следующего судебного заседания, прокурор подал ходатайство о изменении меры пресечения обвиняемого с круглосуточного домашнего ареста на содержание под стражей. Аргументация прокурора основывалась на серьезности вменяемой статьи, рисками укрытия от суда и возможностью покинуть страну, переехав в РФ.

Стороной защиты также было подано ходатайство о смене меры пресечения с круглосуточного домашнего ареста на личное обязательство. Аргументировав свое ходатайство тем, что большинство доказательств уже исследованы и поданы, свидетели по делу отсутствуют, как и потерпевшие, не заявлено материального ущерба в обвинительном акте и какие-либо риски отсутствуют. Круглосуточный домашний арест лишает В.Муравицкого получать полноценную медицинскую помощь, кроме того он имеет на содержании двух малолетних детей, и по причине домашнего ареста не имеет возможности работать.

Василий Муравицкий также подал ходатайство, в котором попросил суд изменить меру пресечения с круглосуточного домашнего ареста на менее строгий, а именно личное обязательство, или ночной домашний арест, залог. Основными аргументами является необходимость лечения опорно-двигательного аппарата и обеспечение семьи. Основанием для ходатайства обвиняемый указал отсутствие нарушений за время пребывания под круглосуточным домашним арестом.

Обвиняемый подал еще одно ходатайство, касательно официального письма от Европарламента с приглашением выступить на слушаниях касательно свободы слова в Украине и восточной Европе в качестве докладчика и эксперта. Слушания пройдут в здании Европарламента в г.Брюсель, Бельгия. В. Муравицкий попросил суд разрешения пребывать вне границ Украины в течении трех дней. Также попросил разрешения для оформления биометрического загранпаспорта, с дальнейшей сдачей его после поездки в миграционную службу. Проезд и проживание будет обеспечено за счет Европарламента и фракции Европейских зелёных.

Прокурор возразил против удовлетворения ходатайств обвиняемого и стороны защиты.

После перерыва, суд, руководствуясь статьями 176-178, 181, 194, 331 УПК Украины, принял решение, оставить меру пресечения в виде круглосуточного домашнего ареста сроком на 60 дней до 01 декабря 2019 года. Ходатайство В. Муравицкого о возможности выезда за границу оставил без удовлетворения.

Похожая ситуация с продлением домашнего ареста отмечалась ЕСПЧ в деле Бузажи против Республики Молдова, где в п.121 было указано, что «при отсутствии оснований полагать, что заявитель скроется или вмешается в расследование, суд распорядился о его домашнем аресте. Решения о назначении и продлении срока домашнего ареста не основывались на каких-либо причинах в поддержку такой меры, кроме серьезности преступления, вменяемого ему», что ЕСПЧ определил как нарушение Европейской конвенции.

Следующее заседание назначено на 18 октября 2019 года. Эксперты Международного общества прав человека продолжат мониторинг данного судебного процесса.

Экспертный совет

Monitoring the case of V. Muravitsky (court hearing 10/03/2019)

October 3, 2019 in the Korolevskiy District Court of the city of Zhytomyr, a regular court session was held in the case of the journalist Vasily Muravitsky, who is accused of treason and encroachment on the territorial integrity of Ukraine (part 2 of article 110, part 1 of article 111, part 2 of article 161, part 1 of article 258-3 of the Criminal Code of Ukraine) through his journalistic activities. Experts from the International Society for Human Rights continue to monitor this lawsuit.

The course of the session.

The court continued to examine the written evidence and materials of the prosecution obtained as a result of covert investigative actions. The prosecutor provided screenshots of the computer screen as evidence, according to the prosecutor’s office, which belonged to the accused. Screenshots of correspondence with a person which, according to the prosecutor’s office, is living in the territory of the Russian Federation, namely with the editor of the Media “Politnavigator”. According to the prosecutor, V. Muravitsky received payment from this person for the his articles. The defendant objected to the inclusion of this protocol, considering it an unacceptable evidence and filed a motion, which was supported by the lawyer. After consulting on the spot, the court decided to refuse to declare the evidence inadmissible and attached it to the case file.

The prosecutor filed, as evidence, petitions to the investigating judge for permission to conduct covert investigative actions and an order to carry them out. Among them, permission to visually observe a person, take photographs, acquire information from electronic information systems, e-mail, audio and video control over the place of residence of the accused. The defense side commented that all these requests do not contain permission to interfere in private communication. Consequently, the investigative activities were carried out in violation of the constitutional rights of the accused. The prosecutor commented that these are procedural documents that confirm the conduct of the investigation, and in themselves do not contain evidence. The court attached this evidence.

Further, the prosecutor wanted to file another inspection protocol with the disc, but the defense insisted on examining it together with a technical specialist who could explain how the files were written to the disc and how the screenshots were created, since the defense has questions regarding their authenticity and that the recording date of the disc does not match the date the protocol was written. The court took into account the fact that the experts had already been summoned to the court, but did not come, and decided to postpone the consideration of the evidence submitted by the prosecutor with the discs until the next session, to which a technical specialist and investigator will be invited to provide clarifications. In connection with the expiration of the term of the measure of restraint before the date of the next court hearing, the prosecutor filed a motion to change the measure of restraint of the accused from round-the-clock house arrest to detention. The prosecutor’s argument was based on the seriousness of the accusation, the risks of absconding from the court and the possibility of leaving the country and moving to the Russian Federation.

The defense also filed a motion to change the measure of restraint from round-the-clock house arrest to a personal obligation. Arguing their petition with the fact that most of the evidence has already been investigated and filed, there are no witnesses or victims in the case, no material damage was claimed in the indictment and there are no risks. A round-the-clock house arrest deprives V. Muravitsky of receiving full medical care, in addition, he has two young children and, due to house arrest, is unable to work.

Vasily Muravitsky also filed a petition in which he asked the court to change the measure of restraint from round-the-clock house arrest to less strict, namely personal obligation, or night house arrest, bail. The main arguments are the need for treatment of the musculoskeletal system and support for the family. The accused pointed out the absence of violations during his stay under round-the-clock house arrest as the basis for the petition.

The defendant filed another motion regarding an official letter from the European Parliament inviting him to speak at a hearing on freedom of speech in Ukraine and Eastern Europe as a speaker and expert. The hearing will take place in the European Parliament building in Brussels, Belgium. V. Muravitsky asked the court for permission to stay outside Ukraine for three days. He also asked for permission to apply for a biometric passport, with his subsequent delivery after a trip to the migration service. Travel and accommodation will be provided at the expense of the European Parliament and the European Green Faction.

The prosecutor objected to the satisfaction of the requests of the accused and the defense.

After the break, the court, guided by Articles 176-178, 181, 194, 331 of the Code of Criminal Procedure of Ukraine, decided to leave the measure of restraint in the form of a round-the-clock house arrest for a period of 60 days until December 01, 2019. V. Muravitsky’s request for the possibility of traveling abroad was dismissed.

A similar situation with the extension of house arrest was noted by the ECtHR in the case of “Buzazi v. Moldova”, where in paragraph 121 it was stated that “in the absence of any reason to believe that the applicant was hiding or interfering in the investigation, the court ordered his house arrest. The decisions to appoint and extend the period of house arrest were not based on any reasons in support of such a measure, except for the seriousness of the crime imputed to him,” which the ECtHR defined as a violation of the European Convention.

The next session is scheduled for October 18, 2019. Experts from the International Society for Human Rights will continue to monitor this trial.