Мониторинг дела В.Муравицкого  (судебное заседание 20.03.2020)

20 марта 2020 года в Королевском районном суде города Житомир прошло очередное судебное заседание по делу журналиста Василия Муравицкого, которого обвиняют в государственной измене и посягательстве на территориальную целостность Украины (ч.2 ст. 110, ч.1 ст. 111, ч.2 ст. 161, ч.1 ст. 258-3 УК Украины) посредством его журналистской деятельности. Эксперты Международного общества прав человека продолжают мониторинг данного судебного процесса.

Предыдущее судебное заседание, которое должно было состоятся 04.03.2020 не состоялось по причине неявки прокурора Левченко. Председательствующий судья зачитала письмо от прокуратуры, в котором объяснялись причины неявки прокурора и, не поинтересовавшись мнением сторон, перенесла судебное заседание.

Ход заседания.

Председательствующий судья Н.Янчук открыла заседание и поставила вопрос о явке сторон. Секретарь судебного заседания доложил, что явились все стороны процесса, кроме одного из защитников – Светланы Новицкой, которая была должным образом уведомлена о дате и месте слушаний.

Суд заслушал мнение сторон о возможности начать рассмотрение дела по сути без участия адвоката С.Новицкой. Василий Муравицкий не возражал, заявив, что он давно написал заявление об отказе от ее услуг, направил ей письмо и даже обращался через прессу с просьбой не блокировать рассмотрение его дела. Адвокат А. Гожый завил, что не понимает поведения С.Новицкой и готов к слушанию дела. Суд, посовещавшись на месте, поскольку от Новицкой не было получено никаких уведомлений или ходатайств об ее участии (или не участии) в деле, и при отсутствии информация о принятых мерах со стороны КДК Киевского совета адвокатов, определил: 1. Слушание по делу отложить на 21.04.2020 – 10:30 2. Повторно уведомить адвоката С.Новицкую.

Далее прокурор В. Левченко в очередной раз обратился с ходатайством об изменении меры пресечения журналисту с ночного домашнего ареста на взятие под стражу сроком на 60 дней с возможностью внесения денежного залога размером 300 необлагаемых минимумов доходов граждан. Прокурор обосновал необходимость ареста возможностью Муравицкого скрыться в России, продолжать «преступную деятельность в виде написания статей», связями с «украинскими пророссийскими политиками», а также тем, что сторона защиты (в лице защитника –  С.Новицкой) срывает слушания, что приводит к затягиванию процесса.

Адвокат А. Гожый и сам обвиняемый возразили против удовлетворения такого ходатайства, предоставили письмо с УПД ГУ НП в Житомирской области в котором указывалось, что В. Муравицкий ни разу не нарушил условий домашнего ареста, а за поведение С. Новицкой он отвечать не обязан, присутствует на всех судах и не возражает против продолжения рассмотрения дела. Сторона защиты также обозначила, что риски, заявленные прокурором, бездоказательны, тем более что в стране карантин и граница закрыта, а касаемо «связей с пророссийскими политиками», то попросили прокурора уточнить, кого именно он имеет в виду.

После этого стороной защиты было подано ходатайство об изменении меры пресечения с домашнего ареста на личное обязательство с просьбой вернуть В. Муравицкому паспорт гражданина Украины и идентификационный код. Ходатайство кроме прочего было обосновано международным резонансом и признанием журналисто политическим узником, отсутствием чёткости обвинительных формулировок в понимании практики ЕСПЧ, отсутствием рисков предусмотренных УПК, гуманитарными потребностями (право на труд, право на медицинское обслуживание), общей судебной практикой (дела Васильца-Тимонина, Волкова, Коцабы, Вышинского).

Суд посовещавшись в совещательной комнате определил: 1. Отказать прокурору в ходатайстве о взятии под стражу; 2. Ночной домашний арест продлить до 18.05.2020г. 3. Вернуть Василию Муравицкому паспорт гражданина Украины и идентификационный код.

Следующее заседание назначено на 21 апреля 2020 года. Эксперты Международного общества прав человека продолжат мониторинг данного судебного процесса.

Экспертный совет

Monitoring the case of V. Muravitsky (court hearing 03.20.2020)

March 20, 2020 in the Korolevsky District Court of the city of Zhytomyr, a regular court session was held in the case of the journalist Vasily Muravitsky, who is accused of treason and encroachment on the territorial integrity of Ukraine (part 2 of article 110, part 1 of article 111, part 2 of article .161, part 1, article 258-3 of the Criminal Code of Ukraine) through his journalistic activities. Experts from the International Society for Human Rights continue to monitor this lawsuit.

The previous hearing, which was to be held on 03/04/2020, did not take place due to the failure to appear of the prosecutor Levchenko. The presiding judge read out a letter from the prosecutor’s office explaining the reasons for the prosecutor’s failure to appear and, without asking the opinion of the parties, postponed the hearing.

The course of the session.

The presiding judge N. Yanchuk opened the session and raised the question of the appearance of the parties. The court clerk reported that all parties to the trial had appeared, except for one of the defenders – Svetlana Novitskaya, who was duly notified of the date and place of the hearing.

The court heard the views of the parties on the possibility of starting a case on the merits without the participation of lawyer S. Novitskaya. Vasily Muravitsky did not mind, saying that he sent her a letter of refusal of her services, and even contacted the press with a request not to block the consideration of his case. Lawyer A. Gozhiy said that he did not understand the behavior of S. Novitskaya and was ready to hear the case. The court, having conferred on the spot, since no notifications or petitions were received from Novitskaya about her participation (or non-participation) in the case, and in the absence of information on the measures taken by the disciplinary commission of the Kiev Council of Lawyers, determined: 1. To adjourn the hearing to 04/21/2020 – 10:30 am.  2. Re-inform the lawyer S. Novitskaya.

Further, the prosecutor V. Levchenko once again filed a motion to change the measure of restraint for a journalist from nightly house arrest to 60-day detention with the possibility of bail of 300 non-taxable minimum incomes of citizens. The prosecutor substantiated the need for arrest by Muravitsky’s opportunity to hide in Russia, to continue “criminal activity in the form of writing articles”, ties with “Ukrainian pro-Russian politicians”, as well as the fact that the defense (represented by counsel S. Novitskaya) disrupts the hearing, which leads to delaying the proceedings.

Lawyer A. Gozhiy and the accused himself objected to the satisfaction of such a petition, provided a letter from the police of the Zhytomyr Region which stated that V. Muravitsky had never violated the conditions of house arrest, and he was not obliged to answer for S. Novitskaya’s behavior, present on all courts and does not mind continuing the proceedings. The defense also indicated that the risks stated by the prosecutor are unproven, especially since the whole country is on quarantine and the border is closed, and with regard to “relations with pro-Russian politicians,” he asked the prosecutor to clarify who he had in mind.

After that, the defense filed a request to change the measure of restraint from house arrest to a personal obligation with a request to return V. Muravitsky’s passport of a citizen of Ukraine and an identification code. The petition, among other things, was justified by international resonance and the recognition of the journalist as a political prisoner, the lack of clear accusatory language in understanding the practice of the ECtHR, the absence of the risks stipulated by the Criminal Procedure Code, humanitarian needs (the right to work, the right to medical care), and general judicial practice (cases of Vasilts-Timonin, Volkov , Kotsaba, Vyshinsky).

The court, having conferred in the deliberation room, determined: 1. Refuse the prosecutor in the application for detention. 2. Extend the night house arrest until 05/18/2020. 3. Return to Vasily Muravitsky passport of a citizen of Ukraine and identification code.

The next hearing is scheduled for April 21, 2020. Experts from the International Society for Human Rights will continue to monitor this trial.