Мониторинг дела А. Мельника, А. Крыжановского, И. Куника (заседание 20.05.20)

20 мая в Гадяцком районном суде Полтавской области состоялось очередное судебное заседание по делу руководителя телекомпании «Визит» Александра Мельника, являющегося одним из трех обвиняемых (вместе с А.Крыжановским, И.Куником) по делу об убийстве мэра г. Кременчуг А.Бабаева и судьи Кременчугского суда А.Лободенко.

В суде продолжают рассматривать письменные доказательства обвинения.

На данном заседании исследовался ряд доказательств, связанных с временным доступом к вещам и документам. Обвинение предоставило в суд определение следственного судьи (разрешение на проведение временного доступа), протокол временного доступа и оптический диск.

Цель временного доступа – получения информации от оператора сотовой связи о звонках мобильных терминалов, которые по версии следствия принадлежат обвиняемым, а также адресов станций, которые фиксировали эти звонки.

Защита категорически возразила о приобщении к делу этих доказательств, указав, что получил эти документы следователь, не имея на это полномочий. Временный доступ всегда предваряет соответствующее разрешение следственного судьи. Как и все судебные решения, определение следственного судьи должно быть мотивированным и обоснованным. Сторона зашиты настаивала на обязательной ретроспективной оценке обоснованности определения следственного судьи.

Международное общество прав человека отмечает, что некоторые возражения защиты нашли свое отражение в следующих решениях ЕСПЧ.

В § 81 решения ЕСПЧ в деле Малоне против Великобритании (заявка № 8691/79), Суд указал, что существование какого-либо закона, предоставляющего полномочия по перехвату сообщений для оказания помощи полиции в их функции по расследованию и выявлению преступлений, может быть «необходимым в демократическом обществе … для предотвращения беспорядков или преступлений». Однако, осуществление таких полномочий из-за присущей им секретности несет в себе опасность злоупотребления, которые в отдельных случаях может иметь пагубные последствия для демократического общества в целом. При этом, возникающее в результате вмешательство может считаться «необходимым в демократическом обществе», только если конкретная принятая система тайного наблюдения содержит адекватные гарантии против злоупотреблений.

В § 66 решения ЕСПЧ в деле Бен Фаиза против Франции (31446/12), Суд повторяет, что использование информации, касающейся даты и продолжительности телефонных звонков, а также набранных номеров, может создать проблему в соответствии со статьей 8, причем эти элементы являются «неотъемлемой частью телефонной связи», хотя и отличается по своей природе от перехвата сообщений ( PG и JH против Соединенного Королевства, № 44787/98 , § 42). В любом случае сбор и сохранение, без ведома заинтересованной стороны, личных данных, касающихся использования телефона, представляет собой вмешательство в осуществление права заинтересованной стороны на уважение его личной жизни и переписки по смыслу статьи 8 ( Copland против Соединенного Королевства , № 62617/00 , § 44).

Следовательно, Суд считает, что судебное требование, в силу которого эти документы были переданы следователям и использованы, представляло собой вмешательство государственного органа в право соответствующего лица на уважение его частной жизни (§ 68 Бен Фаиза против Франции)

Кроме того, Суд отмечает, что судебные требования подлежат дальнейшему судебному пересмотру. В ходе последующего уголовного разбирательства в отношении соответствующего лица, уголовные суды могут пересмотреть законность такой меры и, если она будет признана незаконной, суд вправе исключить из судебного разбирательства полученные таким образом доказательства (§ 73 Бен Фаиза против Франции).

Следует отметить, что согласно со ст. 162 УПК Украины, информация, что находится у операторов мобильной связи, является охраняемой законом тайной. Любой посторонний доступ к такой информации являет собой вмешательство в права, гарантированные ст. 8 Конвенции (Право на уважение  частной и семейной жизни).

Согласно § 233 решения ЕСПЧ в деле Романа Захарова против России (
(Заявка № 47143/06
),  пересмотр и надзор за секретными мерами наблюдения могут вступать в действие на трех этапах: при первом заказе надзора, во время его проведения или после его прекращения … Важно, чтобы установленные процедуры сами по себе обеспечивали адекватные и эквивалентные гарантии защиты его прав. Кроме того, ценности демократического общества должны соблюдаться как можно точнее в надзорных процедурах, если границы необходимости в смысле пункта 2 статьи 8 могут быть превышены. В области, где есть злоупотребление и может иметь такие вредные последствия для демократического общества в целом, в принципе желательно поручить надзорный контроль судье, судебный контроль обеспечивает наилучшие гарантии независимости, беспристрастности и правильная процедура.

Что касается третьего этапа, то после прекращения надзора вопрос последующего уведомления о мерах надзора неразрывно связан с эффективностью средств правовой защиты в судах и, следовательно, с наличием эффективных гарантий против злоупотребления полномочиями по надзору. Таким образом, у индивида должна быть возможность оспорить их законность ретроспективно.

Гадяцкий суд, выслушав аргументы участников, решил приобщить доказательства обвинения к делу с последующей оценкой в совещательной комнате при вынесении приговора.

Следует отметить, что Международное общество прав человека просило суд осуществить видеотрансляцию судебного заседания от 20.05.2020 года. Гадяцкий районный суд обеспечил трансляцию, в связи с чем МОПЧ благодарен суду за открытость суда перед правозащитным сообществом и желанием соблюсти принцип публичности в период карантина, который большинство судов используют для максимальной закрытости от стороннего наблюдателя.

Следующие судебное заседание назначено на 21.05.2020 года.

Эксперты Международного общества прав человека продолжат мониторинг данного судебного процесса.

Monitoring of the case of A. Melnik, A. Kryzhanovsky, I. Kunik (hearing on 05/20/20)

On May 20, in the Gadyatsky District Court of the Poltava Region, a regular court session was held in the case of the head of the “Visit” television company Alexander Melnik, who is one of the three accused (together with A. Kryzhanovsky, I. Kunik) in the murder of the mayor of Kremenchug A. Babayev and Judge of the Kremenchug court A. Lobodenko.

The court continues to consider written evidence of the prosecution.

At this hearing, a series of evidence related to temporary access to belongings and documents was examined. The prosecution submitted to the court the ruling of the investigating judge (permission to conduct temporary access), the temporary access protocol and an optical disk.

The purpose of temporary access is to obtain information from a mobile operator about calls of mobile terminals, which according to the investigation belong to the accused, as well as addresses of stations that recorded these calls.

The defense categorically objected to the inclusion of this evidence in the case, indicating that the investigator had received these documents without having the authority to do so. Temporary access is always preceded by the appropriate permission of the investigating judge. Like all court decisions, the definition of an investigating judge must be motivated and justified. The defense insisted on a mandatory retrospective assessment of the validity of the determination of the investigating judge.

The International Society for Human Rights notes that some of the objections of the defense were reflected in the following decisions of the ECtHR.

In paragraph 81 of the ECtHR judgment in “Malone v. The United Kingdom” (Application No. 8691/79), the Court stated that the existence of a law authorizing the interception of communications to assist the police in their investigation and detection functions may be “necessary in a democratic society … to prevent unrest or crime.” However, the exercise of such powers, because of their inherent secrecy, carries the risk of abuse, which in some cases can be detrimental to a democratic society as a whole. Moreover, the resulting interference can be considered “necessary in a democratic society” only if the specific secret surveillance system adopted provides adequate guarantees against abuse.

In paragraph 66 of the ECtHR judgment in “Ben Faiza v. France” (31446/12), the Court reiterates that the use of information regarding the date and duration of telephone calls and dialed numbers can create a problem under Article 8, which elements are “ an integral part of telephone communications ”, although it differs in nature from interception of messages (“PG and JH v. United Kingdom”, No. 44787/98, § 42). In any case, the collection and storage, without the knowledge of the interested party, of personal data regarding the use of the telephone constitutes an interference with the right of the interested party to respect his personal life and correspondence within the meaning of Article 8 (“Copland v. The United Kingdom”, No. 62617/00, § 44).

Consequently, the Court considers that the judicial claim, by virtue of which these documents were transferred to the investigators and used, constituted an interference by a public authority with the person’s right to respect for his private life (§ 68 “Ben Faiza v. France”).

Furthermore, the Court observes that the judicial claims are subject to further judicial review. In subsequent criminal proceedings against the person concerned, criminal courts may review the lawfulness of such a measure and, if it is declared unlawful, the court has the right to exclude evidence obtained in this way from the proceedings (§ 73 “Ben Faiza v. France”).

It should be noted that in accordance with Art. 162 of the Code of Criminal Procedure of Ukraine, information that is held by mobile operators is a secret protected by law. Any unauthorized access to such information constitutes an interference with the rights guaranteed by Art. 8 of the Convention (Right to respect for private and family life).

According to § 233 of the ECtHR judgment in the case of “Roman Zakharov v. Russia” (Application No. 47143/06), the review and supervision of secret surveillance measures can take effect in three stages: when ordering surveillance for the first time, during or after it is terminated … It is important that the established procedures themselves provide adequate and equivalent guarantees for the protection of his rights. In addition, the values ​​of a democratic society should be respected as accurately as possible in supervisory procedures if the limits of necessity in the sense of paragraph 2 of Article 8 can be exceeded. In an area where there is abuse and can have such harmful consequences for a democratic society as a whole, it is in principle advisable to entrust supervisory control to a judge. Judicial control provides the best guarantees of independence, impartiality and the right procedure.

As for the third stage, after the termination of supervision, the issue of subsequent notification of supervision measures is inextricably linked with the effectiveness of legal remedies in the courts and, therefore, with the availability of effective guarantees against abuse of supervision powers. Thus, the individual should be able to challenge their legitimacy in retrospect.

The Gadyatsky court, after hearing the arguments of the participants, decided to attach evidence of the prosecution to the case, followed by an assessment in the deliberation room when sentencing.

It should be noted that the International Society for Human Rights requested the court to broadcast the court hearing on 05/20/2020. The Gadyatsky District Court provided the broadcast, in connection with which the ISHR is grateful to the court for the openness of the court to the human rights community and the desire to comply with the principle of publicity during the quarantine period, which most courts use to ensure maximum closeness from an outside observer.

The next hearing is scheduled for May 21, 2020.

Experts from the International Society for Human Rights will continue to monitor this trial.