Мониторинг дела Лозинского Игоря Николаевича, Кошеварова Евгения Васильевича, Пивня Вадима Степановича, Затворского Романа Богдановича (заседание 28.05.2020)

28.05.2020 года в Лычаковском районном суде города Львова состоялось рассмотрение дела в уголовном производстве номер 12018140000000196 по обвинению:

  1. Лозинского Игоря Николаевича в подстрекательстве к совершению преступления предусмотренного ч.5 ст. 191 УК Украины (присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением совершены в особо крупных размерах или организованной группой); а также в служебном подлоге (ч.1 ст. 366 УК), совершенном группой лиц по предварительному сговору;
  2. Кошеварова Евгения ВасильевичаПивня Вадима Степановичав совершении преступлений, предусмотренных ч.5 ст. 191 и ч.1 ст. 366 УК Украины.
  3. Затворского Романа Богдановичав совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 366 УК Украины.
  4. Пивня Вадима Степановича в совершении преступлений, предусмотренных ч.5 ст. 191 и ч.3 ст. 28, ч.1 ст. 366 УК Украины.

Уголовное производство рассматривается коллегиально, в составе трёх судьей: Нор Н. В., Грицко Г. Г., Стрепко Н. Л. Международное общество прав человека продолжает мониторинг данного дела.

Ход заседания. В судебном заседании прокурор Криштанович С.С. заявил ходатайство о продлении обвиняемому Пивню Вадиму Степановичу меры пресечения в виде домашнего ареста в ночное время с 00:00 до 06:00, с возложением обязанностей, предусмотренных нормами уголовного процесса. Мотивируя тем, что обвиняемый может попытаться скрыться от суда, незаконно влиять на свидетелей, совершить другое уголовное преступление, или продолжить заниматься преступной деятельностью, просил суд удовлетворить его ходатайство.

Важно отметить, что в ходатайстве прокурора не было указано новых обстоятельств для продления меры пресечения обвиняемому Пивню В. С. Риски, на которые ссылался прокурор, не были обоснованы, а были сформулированы лишь как предположения. В решении ЕСПЧ по делу «Николова против Болгарии (№2)» заявительница жаловалась, что предохранительное заключение и ее домашний арест были необоснованными, а их длительность – неразумной. По этому поводу ЕСПЧ отметил, что «…Дальнейшее существование обоснованного подозрения, что арестованное лицо совершило правонарушение, является условием sine qua non для законности длительного содержания под стражей, но с течением времени оно уже не является достаточным». Более того, в таких случаях ЕСПЧ настаивает на том, что суд должен установить, в дальнейшем оправдывали ли такое лишение свободы другие, приведенные судебными органами, основания. И были ли такие основания “соответствующими” и “достаточными” (п.152, 153  «Лабита против Италии»).

Адвокат обвиняемого Пивня В.С. – Мицик А.В. возразил против ходатайства прокурора и в устной форме ходатайствовал об изменении меры пресечения с домашнего ареста в ночное время суток на личное обязательство. Со слов адвоката, заключение в виде домашнего ареста нарушает конституционные права человека. Кроме того, по его мнению, в ходатайстве прокурора о продлении меры пресечения Пивню В.С. в виде домашнего ареста отсутствовали обоснования.

Также прокурор заявил ходатайство о продлении меры пресечения в виде залога Кошеварову Евгению Васильевичу, с возложением на него обязанностей, предусмотренных нормами уголовного процесса, мотивируя теми же рисками, что и в первом ходатайстве. В ходатайстве прокурора не указано новых обстоятельств для продления меры пресечения обвиняемому Кошеварову Е. В., а также важно выделить тот факт, что риски, на которые ссылается прокурор, не были подкреплены доказательствами или иным образом обоснованы. Таким образом, Международное общество прав человека полагает, что в данном случае может иметь место проблема перекладывания бремени доказывания на адвокатов. Важно отметить, что перенос бремени доказывания со стороны обвинения на сторону защиты является безусловным нарушением презумпции невиновности («Телфнер против Австрии», пункт 15).

В отношении Лозинского И. было заявлено аналогичное ходатайство (в виде личного обязательства).

Необходимо отметить, что в данном уголовном производстве прокурор заявляет ходатайство о продлении меры пресечения в отношении трех обвиняемых, ссылаясь на одни и те же риски. Однако, сторона обвинения просит суд применить к каждому обвиняемому разные меры пресечения. Хотя опасность того, что обвиняемые будут создавать препятствия надлежащему проведению судебного процесса, не может оцениваться абстрактно, а должна подкрепляться фактическими доказательствами («Бекчиев против Молдовы», пункт 59), в данном деле прокурор не подкрепил доказательствами ни одно из ходатайств, таким образом именно абстрактно, по внутреннему убеждению или по какой-то другой причине, не очевидной наблюдателю МОПЧ, сделал различия между обвиняемыми.

Сторона защиты возразила против удовлетворения ходатайств прокурора и просила суд смягчить меры пресечения для обвиняемых на личное обязательство, исходя из практики ЕСПЧ. Обвиняемые Лозинский И. Н., Кошеваров Е. В., Пивень В. С. также поддержали мнение своих защитников.

Суд отказал в удовлетворении ходатайства прокурора о продлении меры пресечения в виде домашнего ареста Пивню В.С., удовлетворив ходатайство адвоката Мицика А.В. и заменил обвиняемому Пивню В.С. меру пресечения в виде домашнего ареста на личное обязательство. Но, в то же время, удовлетворил ходатайства прокурора о продлении ранее избранных мер пресечения относительно других обвиняемых – Лозинского И.Н. и Кошеварова Е.В.

Следующее заседание назначено на 20.07.2020 на 10:00. Международное общество прав человека продолжит мониторинг данного судебного процесса.

Monitoring of the case of Lozinsky Igor Nikolaevich, Koshevarov Evgeny Vasilievich, Piven Vadim Stepanovich, Zatvorsky Roman Bogdanovich (hearting on 05/28/2020)

On May 28, 2020, in the Lychakovsky district court of the city of Lvov, the case was examined in criminal proceedings No. 12018140000000196 on the charge of:

  1. Lozinsky Igor Nikolaevich in incitement to commit a crime under Part 5 of Art. 191 of the Criminal Code of Ukraine (the appropriation, embezzlement of property or the seizure of it by abuse of official position were committed in especially large amounts or by an organized group); as well as in official forgery (part 1 of article 366 of the Criminal Code) committed by a group of persons by prior conspiracy;
  2. Koshevarov Evgeny Vasilievich, Piven Vadim Stepanovich in committing crimes under Part 5 of Art. 191 and part 1 of the article 366 of the Criminal Code of Ukraine.
  3. Zatvorsky Roman Bogdanovich in committing a crime under Part 1 of Art. 366 of the Criminal Code of Ukraine.
  4. Piven Vadim Stepanovich in committing crimes under Part 5 of Art. 191 and part 3 of article 28, part 1, article 366 of the Criminal Code of Ukraine.

The criminal proceedings are examined collectively by three judges: Nor N. V., Gritsko G. G., Strepko N. L. The International Society for Human Rights continues to monitor this case.

The course of the hearing. At the hearing the prosecutor Krishtanovich S.S. filed a motion to extend the accused Piven Vadim Stepanovich a measure of restraint in the form of house arrest at night from 00:00 to 06:00 am, with the assignment of duties stipulated by the norms of the criminal proceeding. On the grounds that the accused could try to escape from the court, illegally influence witnesses, commit another criminal offense, or continue to engage in criminal activity, he asked the court to grant his request.

It is important to note that the prosecutor’s request did not indicate any new circumstances for extending the measure of restraint to the accused Piven V. S. The risks to which the prosecutor referred were not justified, but were formulated only as assumptions. In the ECtHR judgment in the case of “Nikolova v. Bulgaria (No.2)”, the applicant complained that the preventive detention and her house arrest were unfounded and their duration was unreasonable. On this occasion, the ECtHR noted that “… the continued existence of a reasonable suspicion that the person arrested has committed an offense is a sine qua non condition for the lawfulness of prolonged detention, but over time it is no longer sufficient.” Moreover, in such cases, the ECtHR insists that the court must establish whether in the future such deprivation of liberty was justified by other grounds given by the judicial authorities. And whether such grounds were “appropriate” and “sufficient” (paras. 152, 153 of “Labitha v. Italy”).

The lawyer of the accused Piven V.S. – Mitsik A.V. objected to the petition of the prosecutor and verbally petitioned to change the measure of restraint from house arrest at night to a personal obligation. According to the lawyer, imprisonment in the form of house arrest violates constitutional human rights. In addition, in his opinion, in the application of the prosecutor for the extension of the measure of restraint to V. Piven in the form of house arrest there were no justifications.

The prosecutor also filed a motion to extend the measure of restraint in the form of a pledge to Yevgeny Vasilievich Koshevarov, with the assignment of the duties stipulated by the criminal proceeding, motivating it with the same risks as in the first motion. The prosecutor’s petition did not indicate any new circumstances for extending the measure of restraint to the accused E. Koshevarov, and it is also important to highlight the fact that the risks referred to by the prosecutor were not supported by evidence or otherwise justified. Thus, the International Society for Human Rights believes that in this case there may be a problem of shifting the burden of proof to lawyers. It is important to note that shifting the burden of proof from the prosecution to the defense is an absolute violation of the presumption of innocence (“Telfner v. Austria”, para. 15).

In respect of I. Lozinsky a similar request was made (in the form of a personal obligation).

It should be noted that in this criminal proceeding the prosecutor submits a request to extend the measure of restraint in respect of the three accused, citing the same risks. However, the prosecution asks the court to apply different measures of restraint to each accused. Although the danger that the accused will interfere with the proper conduct of the trial cannot be assessed abstractly, but must be supported by factual evidence (“Bekchiev v. Moldova”, para. 59), in the present case, the prosecutor did not substantiate any of the motions, thus it was abstractly, by internal conviction or for some other reason not obvious to the observer of the ISHR, that made the distinction between the accused.

The defense objected to the satisfaction of the prosecutor’s requests and requested the court to mitigate the measures of restraint for the accused on a personal obligation, based on the case law of the ECtHR. The defendants Lozinsky I.N., Koshevarov E.V., Piven V.S. also supported the opinion of their defenders.

The court rejected the request of the prosecutor to extend the measure of restraint in the form of house arrest to Piven V.S., having granted the request of the lawyer Mitsik A.V. and replaced the accused Piven V.S. measure of restraint from house arrest to a personal obligation. But, at the same time, court granted the prosecutor’s motion to extend the previously selected measures of restraint against other defendants – Lozinsky I.N. and Koshevarov E.V.

The next hearing is scheduled for 07/20/2020 at 10:00 am. The International Society for Human Rights will continue to monitor this trial.