Мониторинг дела по обвинению Лесика Андрея Анатольевича (30.01.2020г.)

30.01.2020г. в Дзержинском районном суде города Харькова проводилось слушание по делу Лесика Андрея, который обвиняется в сопротивлении работнику правоохранительного органа при исполнении им служебных обязанностей, а также в умышленном причинении ему телесных повреждений в связи с выполнением этим работником служебных обязанностей (ч.2 ст.342, ч.2 ст.345 КК Украины).

Судья обьявил следующую стадию судебного процесса, а именно исследование видеоматериалов с CD дисков, которые были добавлены к материалам дела.

Была прослушана короткая аудиозапись телефонного разговора обвиняемого при выходе из здания СБУ. На данной аудиозаписи слышно как обвиняемый пытается выйти из здания к своему адвокату, а сотрудники СБУ каким-то образом этому препятствуют. При этом, на записи слышно как А.Лесик не единожды кричит, что он идет к адвокату, просит чтобы его отпустили и не трогали. Как сказал сам обвиняемый, он прибыл в СБУ по рекомендации адвоката для ознакомления с материалами обвинения, после чего сотрудники СБУ “настойчиво” просили подписать его какие-то документы и не пускали к адвокату, что уже само по себе противоречит ч.3 ст. 6 Конвенции. После того как А. Лесик отказался по рекомендации адвоката что-либо подписывать, началась борьба и его увезли по скорой помощи в больницу.

Европейский суд по правам человека отмечает важность следственной стадии для подготовки к судебному разбирательству уголовного дела, поскольку доказательства, полученные на этой стадии, определяют рамки, в которых будет рассматриваться предъявленное обвинение при рассмотрении дела в суде («Кан против Австрии»). Вместе с тем на этой стадии производства обвиняемый часто оказывается в особенно уязвимом положении, эффект которого усиливается вследствие того, что уголовное законодательство, особенно положения, регулирующие вопросы сбора и использования доказательств, все усложняется. В большинстве случаев такую ​​особую уязвимость можно должным образом компенсировать лишь благодаря помощи адвоката, задача которого состоит, в частности, в том, чтобы обеспечить соблюдение прав обвиняемого не свидетельствовать против самого себя. На самом деле это право предполагает, что сторона обвинения в уголовном деле, при попытке доказать свою версию против обвиняемого, не может использовать доказательства, полученные с помощью методов принуждения или притеснения вопреки воле обвиняемого («Ялоха против Германии», «Колу против Турции»).

Обеспечение скорейшего доступа к адвокату является одной из процессуальных гарантий, которым Суд уделяет особое внимание при исследовании вопроса о том, было ли при осуществлении производства подорвано саму суть права заявителя не свидетельствовать против себя («Ялоха против Германии »( п. 101).

Прокурор заявила, что данная запись не имеет доказательных свойств, так как на записи невозможно установить точно ли голос на аудио принадлежит обвиняемому. Также прокурор указал, что время, когда была сделана запись неизвестно.

Далее было просмотрено еще одно видео из самой больницы, а именно у входа в палату А. Лесика. На данном видео было зафиксировано, как сотрудники СБУ пытаются пройти в палату обвиняемого, в чем им препятствовали знакомые Лесика. На видео зафиксированы его жена и отец и видно как происходит давка, слышны крики, что у пострадавшего нет адвоката, просьбы предъявить удостоверения и т.д. В ходе давки ситуация обостряется, сотрудники СБУ начинают повышать голос в ответ на некоторые действия “защитников”, после чего, проламываются сквозь толпу людей в палату, где пострадавшему предоставляется медицинская помощь. Прокурор, комментируя данный видеофайл, заявил, что фактов, которые подтверждали бы или опровергали инкриминируемые Лесику деяния на видео не зафиксировано. Сторона обвинения утверждает, что действия правоохранительных органов были абсолютно законны, поскольку сотрудники пришли вручить повестку Андрею Лесику и вели себя корректно.

Далее адвокат сделает предположение о том, что сотрудники СБУ могли получить повреждения, которые были установлены экспертизой в ходе самой давки и заявил что такая возможность в принципе следствием не проверялась. В соответствии с практикой Европейского суда, если нарушение права на жизнь или физическую неприкосновенность вызвано не нарочно, позитивное обязательство создать “эффективную судебную систему” не предусматривает обязательного требования возбудить уголовное производство по каждому делу и может быть соблюдено, если жертвам доступны гражданские, административные или даже дисциплинарные средства защиты.

Однако, минимальное требование к такой системе состоит в том, что лица, ответственные за проведение следствия, должны быть независимы от тех, которые причастны к событиям, которые расследуются. Имеется в виду иерархическая или институциональная независимость, а также практическая независимость («Сергей Шевченко против Украины»). Соответственно, система, которая требуется ст. 2 Конвенции, должна предусматривать независимое и беспристрастное расследование, которое соответствует определенным минимальным стандартам эффективности. Таким образом, компетентные органы должны действовать с должной настойчивостью и по своей инициативе возбуждать производство, которое способно во-первых, установить обстоятельства, при которых произошло событие, и недостатки деятельности системы; во-вторых, установить, кто именно из представителей государственных органов был причастен к произошедшему ( «Сергей Шевченко против Украины»).

Международное общество прав человека продолжит мониторинг и выяснение деталей  дела Андрея Лесика. Следующее заседание назначено на 30.03.2020.

Monitoring the case on charges of Andrei Lesik (01/30/2020)

01/30/2020 in the Dzerzhinsky district court of the city of Kharkov, a hearing was held in the case of Andrei Lesik, who is accused of resisting a law enforcement officer in the performance of his official duties, as well as intentionally causing bodily harm to him in connection with the officer’s official duties (part 2 of article 342, Part 2 of Art. 345 of the CC of Ukraine).

The judge announced the next stage of the trial, the study of video materials from CD discs that were added to the case file.

A short audio recording of a telephone conversation of the accused when exiting the building of the Ukrainian Security Service (SBU) was studied. In this audio recording, you can hear the accused trying to leave the building to meet his lawyer, and the SBU officers somehow prevent this. On the record you can hear A. Lesik shouting more than once that he goes to the lawyer, asks that he be released and not touched. As the accused himself said, he arrived at the SBU on the recommendation of a lawyer to familiarize himself with the prosecution, after which the SBU officers “insistently” asked him to sign some documents and did not allow him to go to the lawyer, which contradicts Part 3 of Art. 6 of the Convention. After A. Lesik on the recommendation of a lawyer, refused to sign anything, a fight began and he was taken by ambulance to the hospital.

The European Court of Human Rights notes the importance of the investigative stage in preparing for the trial of a criminal case, since the evidence obtained at this stage determines the framework within which the charge will be considered in a court case (“Kahn v. Austria”). At this stage of the proceedings, the accused is often in a particularly vulnerable position, the effect of which is enhanced by the fact that criminal law, especially the provisions governing the collection and use of evidence, is becoming more complicated. In most cases, such a special vulnerability can be properly compensated only by the help of a lawyer, whose task is, in particular, to ensure that the rights of the accused are respected. In fact, this right implies that the party to the criminal case, when trying to prove its version against the accused, cannot use the evidence obtained using methods of coercion or harassment contrary to the will of the accused (“Jaloh v. Germany”, “Kola v. Turkey”).

Ensuring speedy access to a lawyer is one of the procedural guarantees to which the Court pays particular attention when examining the issue of whether the very essence of the applicant’s right not to incriminate himself was undermined during the proceedings (“Jaloh v. Germany” (paragraph 101)).

The prosecutor stated that this record has no evidentiary properties, since it is impossible to establish on the record whether the voice on the audio belongs exactly to the accused. The prosecutor also indicated that the time when the record was made is unknown.

Then another video from the hospital itself was watched, namely at the entrance to the room of A. Lesik. This video recorded how SBU officers tried to get into the accused’s room, which Lesik’s acquaintances prevented. His wife and father were recorded on the video and the stampede is seen, screams are heard that the victim does not have a lawyer, requests for identification, etc. During the stampede, the situation escalates, SBU officers begin to raise their voices in response to some actions of the “defenders”, after which they break through a crowd of people into the room, where the victim was provided with medical care. The prosecutor, commenting on this video file, said that there were no facts recorded on the video that would confirm or refute the actions allegedly incriminated to Lesik. The prosecution argues that the actions of law enforcement were absolutely legal, as the officers came to deliver the summons to Andrei Lesik and behaved correctly.

Further, the lawyer made an assumption that the SBU officers could have received damages that were established by the examination during the stampede itself and stated that such a possibility, in principle, was not checked by the investigation. In accordance with the case law of the European Court, if the violation of the right to life or physical integrity was not caused deliberately, the positive obligation to create an “effective judicial system” does not necessarily require criminal proceedings in each case and can be respected by civil, administrative or even disciplinary remedies.

However, the minimum requirement for such a system is that the persons responsible for the investigation should be independent of those involved in the events that are being investigated. This refers to hierarchical or institutional independence, as well as practical independence (“Sergey Shevchenko v. Ukraine”).

Accordingly, the system that is required by Art. 2 of the Convention should provide for an independent and impartial investigation that meets certain minimum standards of effectiveness. Thus, the competent authorities must act with due persistence and, on their own initiative, initiate proceedings that can, firstly, establish the circumstances in which the event occurred and the shortcomings of the system; secondly, to establish which of the representatives of state bodies were involved in the incident (“Sergey Shevchenko v. Ukraine”).

The International Society for Human Rights will continue to monitor and clarify the details of the case of Andrei Lesik. The next hearing is scheduled for 03/30/2020.