Мониторинг дела Кулиш Натальи Игоревны

13.06.2019 года в Галицком районном суде города Львова при участии председательствующего судьи Стрельбицкого В.В. состоялось заседание в уголовном производстве по подозрению Кулиш Натальи Игоревны в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.149 УК Украины к которой была применена мера пресечения в виде содержания под стражей на срок 60 дней и определен размер залога в сумме 192 тысячи гривен.

Кулиш Наталья Игоревна подозревается в совершении преступления предусмотренного ч. 3 ст. 149 УК Украины (Торговля людьми).

Полицейскими 11 июня 2019 года задержана 38-летняя львовянка, во Львовском международном аэропорту во время получения 2700 долларов США. Согласно материалам следствия, после получения денег женщина планировала передать свою 17-летнюю дочь для последующей сексуальной эксплуатации в Чешскую Республику.

12 июня 2019 года женщине вручено письменное уведомление о подозрении в совершении уголовного преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 149 Уголовного кодекса Украины.

Согласно данных органа досудебного расследования установлено, что львовянка подыскивала «клиентов», чтобы продать свою дочь для сексуальной эксплуатации.

Стоит отметить, что задержанная ранее неоднократно привлекалась к административной ответственности за невыполнение родительских обязанностей (ст.184 КУпАП), совершение насилия в семье (ст.173-2 КУпАП), занятие проституцией и т. п (ст. 181-1 КУпАП).

Следователь следственного управления Главного управления Национальной полиции во Львовской области Шикоряк М. М. по согласованию прокурора прокуратуры Львовской области, обратился к следственному судье с ходатайством о применении меры пресечения в виде содержания под стражей в отношении Кулиш Натальи Игоревны ссылаясь на то, что последняя обоснованно подозревается в совершении инкриминируемого преступления, может продолжить свою преступную деятельность, скрываться от органов досудебного расследования и суда, незаконно влиять на свидетелей и потерпевших, уничтожить или спрятать документы, совершить другое уголовное правонарушение, препятствовать установлению истины в уголовном производстве другим образом, что делает невозможным применение к подозреваемой более мягкой меры пресечения и свидетельствует о необходимости избрания меры пресечения в виде содержания под стражей.

Убедить суд не назначать меры пресечения подозреваемая пыталась даже на коленях. Поддержать женщину пришли ее мать и трое несовершеннолетних детей. Однако председательствующий попросил вывести из зала суда всех несовершеннолетних.

Защитник женщины, приводила аргументы в ее защиту. В частности, она утверждала, что подозреваемая не имеет финансовой возможности платить залог, а два месяца за решеткой для матери станут психологической травмой для ее малых детей.

Прокурор высказал возражение: версия женщины, что якобы отправляла дочку на сезонные аграрные работы (собирать клубнику) – сомнительна, кроме того подсудимую ранее привлекали к административной ответственности за невыполнение родительских обязанностей, насилие в семье и проституцию.

В своем решении «Мюррей против Соединенного Королевства» (от 28 октября 1994 года, § 55) Европейский суд по правам человека отмечает, что цель задержания – продолжить расследование и подтвердить или опровергнуть подозрения, которые стали основанием для задержания. Факты, которые являются причиной возникновения подозрения, не должны быть такими же убедительными как те, которые необходимы для обоснования обвинительного приговора или сугубо выдвижения обвинения, которое осуществляется на следующей стадии процесса. По Делу «Фокс, Кэмпбелл и Хартли против Соединенного Королевства» (от 30 августа 1990 года § 32), Суд указывает, что наличие обоснованного подозрения подразумевает наличие фактов или информации, которые могли бы убедить объективного наблюдателя в том, что соответствующее лицо могло совершить преступление, однако то, что можно считать «обоснованным», зависит от всех обстоятельств дела.

При этом, следует учитывать, также то, что в соответствии с требованиями пунктов 3 и 4 статьи пятой Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод и практики Европейского суда по правам человека ограничение права лица на свободу и личную неприкосновенность возможно лишь в предусмотренных законом случаях по установленной процедуре. Риск сокрытия обвиняемого от правосудия не может оцениваться исключительно на основании строгости возможного судебного решения, это следует делать с учетом ряда соответствующих фактов, которые могут подтверждать существование такого риска, или свидетельствовать о его незначительный степени, которая не может служить основанием для меры пресечения в виде заключения. Вопрос о том, является ли содержание под стражей обоснованным, нельзя решать абстрактно. Оно должно решаться в каждом деле с учетом конкретных обстоятельств.

07 августа 2019 года Галицким районным судом Львова Кулиш Натальи Игоревны была продлена мера пресечения в виде содержания под стражей в пределах срока досудебного расследования, на шестьдесят дней, то есть до 05.10.2019 года включительно с определением размера залога в сумме 192 тысячи сто гривен.

Следователь следственного управления Главного управления Национальной полиции во Львовской области Шуфлат Ю.З. по согласованию прокурора прокуратуры Львовской области Криштановича С.С, обратился к следователя судьи Волоско И.Г. с ходатайством о продлении срока действия ранее избранной меры пресечения в виде содержания под стражей подозреваемой Кулиш Натальи Игоревны. Свои ходатайства сторона обвинения мотивирует тем, что в ходе проведения досудебного расследования установлено, что риски, предусмотренные ст.177 УПК Украины не уменьшились и не изменились,  существуют обоснованные основания полагать, что подозреваемое лицо будет скрываются от органов досудебного расследования и суда, поскольку подозревается в совершении особо тяжкого преступления, за которое определено наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 15 лет, без альтернативы применения иного наказания, что будет стимулировать подозреваемого скрываться от органов досудебного следствия, прокурора и суда. Кроме того, отмечается, что продолжает существовать обоснованный риск уничтожения документов, которые имеют существенное значение для установления обстоятельств уголовного правонарушения, в частности переписки в мобильных приложениях Viber, WhattsApp с Лицом 2 в отношении обстоятельств продажи несовершеннолетней дочери; незаконного воздействия на потерпевшую и свидетелей в уголовном производстве, в частности на Лицо 2 , поскольку Кулиш знакома с ним и имеются достаточные основания полагать, что последняя может дать показания, которые будут служить доказательством совершения подозреваемой инкриминируемого ей уголовного правонарушения. Кроме того, потерпевшая является дочерью подозреваемого, а следовательно, существует обоснованные основания считать, что Кулиш Н.И будет влиять на нее как на дочь с целью побуждения предоставить выгодные ей показания; препятствовать уголовному производству иным образом, в частности сообщать известные другим причастным лицам о ходе досудебного расследования и таким образом, способствовать возможному избежанию ответственности таких лиц.

Подозреваемая Кулиш Наталья Игоревна и защитник в судебном заседании опротестовали  ходатайство, и просили выбрать последний меру пресечения не связанную с лишением свободы. Сторона защиты считает, что риски указанные следователем не обоснованы.

Суд заслушав мнение участников процесса, исследовав материалы ходатайства, пришел к выводу о необходимости удовлетворения ходатайства.

С 27 сентября 1991 года в Украине действует Конвенция о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН. Статья 16 Конвенции закрепляет право ребенка на защиту от всех форм незаконного вмешательства в жизнь ребенка, его свободы. «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление ее права на личную и семейную жизнь, неприкосновенность жилья, тайну корреспонденции или незаконного посягательства на ее честь и достоинство. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства».

Несмотря на то, что согласно п.4 ч.1 ст. 178 Уголовно процессуального кодекса Украины наличие несовершеннолетних детей учитывается при избрании меры пресечения и п. 2 ст. 66 Уголовного кодекса Украины, где указывается, что перечень обстоятельств, которые смягчают наказание не является исчерпывающим, характер совершенного с прямым умыслом и полезным мотивом подозреваемой Кулиш Натальей Игоревной преступления который направлен на нарушение свободы и достоинства собственного ребенка, и наличие рисков, которые не уменьшились, суд принял решение о продлении меры пресечения в виде содержания под стражей.

Во время мониторинга судебных заседаний каких-либо нарушений, в том числе стороны прав человека, обнаружено не было.

Monitoring the case of Natalya Kulish

06/13/2019 in the Galicia district court of the city of Lvov with the participation of the presiding judge Strelbitsky V.V. a session was held in criminal proceedings on suspicion of Kulish Natalya in committing a criminal offense under Part 3 of Article 149 of the Criminal Code of Ukraine to which the measure of restraint was applied in the form of detention for 60 days and the amount of bail in 192 thousand hryvnias was determined.

Kulish Natalya is suspected of committing a crime under Part 3 of Art. 149 of the Criminal Code of Ukraine (Human Trafficking).

On June 11, 2019, police officers detained a 38-year-old woman at the Lvov International Airport while receiving $ 2,700. According to the investigation, after receiving the money, the woman planned to transfer her 17-year-old daughter for subsequent sexual exploitation to the Czech Republic.

On June 12, 2019, a woman was given written notice of suspicion of a criminal offense under Part 3 of Art. 149 of the Criminal Code of Ukraine. According to the information of the pre-trial investigation, it was established that she was looking for “clients” to sell her daughter for sexual exploitation. It is worth noting that the detainee has been repeatedly brought to administrative responsibility for non-fulfillment of parental obligations (Article 184 of the Code of Administrative Offenses), committing domestic violence (Article 173-2 of the Code of Administrative Offenses), engaging in prostitution, etc. (Article 181-1 of the Code of Administrative Offenses).

Shikoryak M. M., an investigator of the investigative department of the Main Directorate of the National Police in the Lvov Region, as agreed by the prosecutor of the Lvov region prosecutor’s office, requested the investigating judge to apply a measure of restraint in the form of detention towards Kulish Natalya because she is reasonably suspected of committing an alleged crime, may continue her criminal activity, hide from pre-trial investigation and the court, illegally influence witnesses and victims, destroy or hide documents, commit another criminal offense, impede the establishment of truth in a criminal proceeding in another way, which makes it impossible to apply a softer measure of restraint to the suspect and indicates the need to select the measure of restraint in the form of detention.

The suspect tried to convince the court not to appoint the measure of restraint on her knees. To support the woman her mother and three minor children came to court. However, the presiding judge requested that all minors be removed from the courtroom. Defender of a woman cited arguments in her defense. In particular, she claimed that the suspect does not have the financial ability to pay bail, and two months behind bars for the mother will become a psychological trauma for her small children. The prosecutor objected the version of the woman that she sent her daughter to seasonal agricultural work (picking strawberries). Besides, the defendant was previously held administratively liable for non-fulfillment of parental duties, domestic violence, and prostitution.

In its decision, “Murray v. The United Kingdom” (28 October 1994, § 55), the European Court of Human Rights notes that the purpose of the detention is to continue the investigation and to confirm or refute the suspicions that warranted the detention. The facts that give rise to the suspicion should not be as convincing as those that are necessary to justify a guilty verdict or a pure prosecution, which is carried out at the next stage of the trial. In the case of “Fox, Campbell and Hartley v. The United Kingdom” (30 August 1990 § 32), the court indicates that the existence of reasonable suspicion implies the existence of facts or information, which could convince an objective observer that the person concerned could have committed a crime, however, what can be considered “reasonable” depends on all the circumstances of the case.

At the same time, it should also be taken into account that, in accordance with the requirements of paragraphs 3 and 4 of Article 5 of the Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms and Practices of the European Court of Human Rights, the restriction of a person’s right to liberty and security is possible only in cases provided for by law established procedure. The risk of concealment of the accused from justice cannot be assessed solely on the basis of the severity of a possible court decision, this should be done taking into account a number of relevant facts that can confirm the existence of such a risk, or testify to its insignificant degree, which cannot serve as a basis for a measure of restraint in the form of detention. The question of whether detention is reasonable cannot be decided abstractly. It must be decided in each case, taking into account specific circumstances.

On August 7, 2019, the Galicia District Court of Lvov extended the measure of restraint in the form of detention within the pre-trial investigation period by sixty days, that is, until 05.10.2019 with the determination of the amount of bail of 192 thousand hryvnias to Kulish Natalya. The prosecution motivates its petitions with the fact that during the pre-trial investigation it was established that the risks stipulated by Article 177 of the Code of Criminal Procedure of Ukraine did not decrease and did not change, there are reasonable grounds to believe that the suspected person will be hiding from the pre-trial investigation and the court, as she is suspected of committing a particularly serious crime, for which a sentence of imprisonment of 8 to 15 years is determined, without an alternative to applying another punishment, which will stimulate the suspect to hide from the pre-trial investigation, the prosecutor and the court. In addition, it is noted that there remains a reasonable risk of the destruction of documents that are essential for establishing the circumstances of the criminal offense, in particular, correspondence in the Viber, WhatsApp mobile applications with Person 2 regarding the circumstances of the sale of a minor daughter; unlawful influence on the victim and witnesses in criminal proceedings, in particular on Person 2, since Kulish is familiar with him and there are sufficient grounds to believe that he can give evidence that will serve as evidence of the commission of a suspected criminal offense against her. Also, the victim is the daughter of the suspect, and therefore, there are reasonable grounds to believe that Kulish N. will influence her as a daughter to induce her to provide evidence that is favorable to her.

Suspect Kulish Natalya and counsel at the hearing protested the petition and asked to choose the measure of restraint not related to imprisonment. The defense party believes that the risks indicated by the investigator are not justified.

The court, having heard the opinion of the participants in the trial, having examined the materials of the petition, concluded that it was necessary to satisfy the petition.

Since September 27, 1991, Ukraine has been operating the Convention on the Rights of the Child, adopted on November 20, 1989, by the UN General Assembly. Article 16 of the Convention enshrines the right of the child to protection from all forms of unlawful interference in the life of the child, his freedom. “No child may be the object of arbitrary or unlawful interference with the exercise of his/her right to privacy and family life, the inviolability of housing, the confidentiality of correspondence or unlawful encroachment on his/her honor and dignity. The child has the right to protection of the law from such interference or encroachment”. 

Even though according to paragraph 4 of Part 1 of Art. 178 of the Criminal Procedure Code of Ukraine, the presence of minor children is taken into account when choosing a measure of restraint and paragraph 2 of article 66 of the Criminal Code of Ukraine, which states that the list of circumstances that mitigate the punishment is not exhaustive, the nature of the crime committed with direct intent and useful motive of the suspected Kulish Natalya violation of the freedom and dignity of her child, and the presence of risks that have not decreased, the court decided to extend the measure of restraint in the form of detention.

During the monitoring of the court hearings, no violations, including violations of human rights, were found.