Мониторинг дела  Кулиш  Натальи  Игоревны  (заседание 16.07.2020)

16.07.2020 года в Зализнычном районном суде города Львова состоялось рассмотрение дела в уголовном производстве номер 12019140000000394 по обвинению Кулиш Натальи в попытке продать свою несовершеннолетнюю дочь в Чехию в сексуальное рабство (по ч.3 ст.149 УК Украины). Уголовное производство по обвинению Кулиш Н.И. рассматривалось единолично судьей Румиловой Н.М. Международное общество прав человека продолжает мониторинг данного дела.

Ход заседания. Прокурор Криштанович С.С. заявил ходатайство о продлении меры пресечения в виде содержания под стражей сроком на 60 дней с возможностью внесения залога в сумме 192 000 грн.  Аргументировал, что риски, предусмотрены ст. 177 УПК Украины, которые были основанием во время применения меры пресечения, не уменьшились, а оснований для применения относительно обвиняемой Кулиш Н.И. более мягкой меры пресечения, кроме как содержание под стражей, не установлено. Прокурор отметил, что согласно справке, предоставленной начальником медицинской части СИЗО, состояние здоровья Кулиш Н.И. оценивается как удовлетворительное.

Адвокат обвиняемой – Сидорук Е. О. возразила против заявленного ходатайства, мотивируя отсутствием существенных доказательств наличия рисков, предусмотренных ст. 177 УПК Украины. Обвиняемая Кулиш Н. находится под стражей более года, что, по его мнению, противоречит ст. 197 УПК Украины. Эксперты Международного общество прав человека обеспокоены данной ситуацией.

Сторона защиты, ссылалась на практику ЕСПЧ, согласно которой по истечении определенного периода времени только лишь существование обоснованного подозрения не оправдывает лишения свободы, и суды должны приводить другие основания для продления содержания под стражей (решение по делу «Борисенко против Украины», «Яблонский против Польши»). Более того, эти основания должны быть четко указаны национальными судами («Елоев против Украины», «Харченко против Украины»).

Со слов адвоката состояние здоровья обвиняемой постоянно ухудшается, начали развиваться новые заболевания. Адвокат отметила, что Кулиш Н. нуждается в операции на ноге.

По мнению защитника, судебные заседания назначаются только с целью продления меры пресечения в виде содержания под стражей, так как само уголовное дело по сути не рассматривается. Также она подчеркнула, что существуют обстоятельства, которые, по ее мнению, не были приняты судом во внимание, а именно: прочность социальных связей обвиняемой – наличие малолетней дочери и несовершеннолетнего сына.

Адвокат Натальи Кулиш просила суд удовлетворить её ходатайство об изменении меры пресечения на круглосуточный домашний арест. Сама обвиняемая поддержала ходатайство и заявила, что в отношении риска скрываться от органов предварительного расследования и / или суда – ей некуда бежать и она не будет вредить ни себе, ни родным. Во время пребывания под стражей состояние здоровья обвиняемой, по ее словам, значительно ухудшилось из-за антисанитарии, так как в душ их водят раз в две, а то и в три недели.

Как следует из практики ЕСПЧ, условия содержания под стражей могут быть признаны такими, что унижают достоинство человека и нарушают статью третью Европейской конвенции по правам человека, если за время пребывания под стражей состояние здоровья обвиняемого значительно ухудшилось.  В частности, Европейский суд отмечает такие факторы как перенаселение и антисанитарию в камерах и их негативное влияние на здоровье и самочувствие лиц, в течение длительного времени находящихся под стражей (дело «Калашников против России», «Флореа против Румынии»). Кулиш Н.И. также жаловалась на присутствие вышеупомянутых факторов в вопросе ухудшающегося самочувствия.

Суд, посовещавшись, принял решение удовлетворить ходатайство адвоката, изменив меру пресечения с содержания под стражей на круглосуточный домашний арест сроком на 60 дней.

Следующее заседание назначено на 14.08.2020 на 14:00. Эксперты Международного общества прав человека продолжают мониторинг данного судебного процесса.

Monitoring of the case of Natalya Kulish (hearing on July 16, 2020)

On July 16, 2020, the Zaliznychny District Court of the city of Lvov considered the case in criminal proceedings number 12019140000000394 on charges of Natalya Kulish in an attempt to sell her underage daughter to the Czech Republic into sexual slavery (under Part 3 of Article 149 of the Criminal Code of Ukraine). Criminal proceedings on charges of N.I. Kulish considered single-handedly by judge N.M. Rumilova. The International Society for Human Rights continues to monitor this case.

The course of the hearing. Prosecutor S.S. Krishtanovich filed a petition to extend the measure of restraint in the form of detention for a period of 60 days with the possibility of a bail in the amount of 192,000 UAH. He argued that the risks provided for by Article 177 of the Criminal Procedure Code of Ukraine, which were the basis during the application of the measure of restraint, did not diminish, but the grounds for the application of N.I. Kulish against the accused. no milder measure of restraint other than detention has been established. The prosecutor noted that according to the certificate provided by the head of the medical unit of the pre-trial detention center, the state of health of Kulish N.I. assessed as satisfactory.

The defendant’s lawyer – Sidoruk E.O. objected to the stated petition, arguing that there was no substantial evidence of the existence of risks under Article 177 of the Criminal Procedure Code of Ukraine. The accused N. Kulish has been in custody for over a year, which, in his opinion, is contrary to Article 197 of the Criminal Procedure Code of Ukraine. Experts from the International Society for Human Rights are concerned about this situation.

The defense referred to the case law of the ECtHR, according to which, after a certain period of time, the mere existence of reasonable suspicion does not justify the deprivation of liberty, and the courts must give other grounds for extending the detention (judgment in the case “Borisenko v. Ukraine”, “Yablonsky v. Poland “). Moreover, these grounds must be clearly indicated by the national courts (“Eloyev v. Ukraine”, “Kharchenko v. Ukraine”).

According to the lawyer, the state of health of the accused is constantly deteriorating, new diseases have begun to develop. The lawyer noted that N. Kulish needs surgery on her leg.

According to the defense lawyer, court sessions are scheduled only for the purpose of extending the measure of restraint in the form of detention, since the criminal case itself is essentially not considered. She also stressed that there are circumstances that, in her opinion, were not taken into account by the court, namely: the strength of the social connections of the accused – the presence of a minor daughter and a minor son.

Natalya Kulish’s lawyer asked the court to grant her petition to change the measure of restraint to round-the-clock house arrest. The accused herself supported the petition and stated that with regard to the risk of hiding from the preliminary investigation and / or the court, she has nowhere to run and she will not harm herself or her family. During her stay in custody, the state of health of the accused, according to her, has deteriorated significantly due to unsanitary conditions, since they are taken to the shower once every two or even three weeks.

As follows from the case law of the ECtHR, conditions of detention can be deemed to degrade human dignity and violate Article 3 of the European Convention on Human Rights, if during the time of detention, the state of health of the accused has significantly deteriorated. In particular, the Court notes factors such as overcrowding and unsanitary conditions in cells and their negative impact on the health and well-being of persons in detention for a long time (“Kalashnikov v. Russia”, “Florea v. Romania”). Kulish N.I. also complained about the presence of the above factors in the matter of deteriorating well-being.

The court, after consulting, decided to grant the lawyer’s petition, changing the measure of restraint from detention to round-the-clock house arrest for a period of 60 days.

The next hearing is scheduled for 08/14/2020 at 2:00 pm. Experts from the International Society for Human Rights will continue to monitor this trial.