В центре Европы людей пытают и убивают за их мнение, и это не шутки.

В четверг, 29 апреля 2020 года, прошёл немецко-белорусский виртуальный «круглый стол» относительно правовой ситуации в Беларуси. Поводом собрать экспертов послужил «правовой дефолт» в стране, ситуация, когда в порядке применения репрессий режим открыто игнорирует законы. Немецкому обществу восточноевропейских исследований, выступившему локомотивом встречи, удалось собрать представительный состав участников, так что дискуссия вышла компетентная.

Правовая ситуация в Беларуси – пути выхода из «правового дефолта»

Портрет Марии Колесниковой в центре

Адвокаты бояться брать «политические» дела в работу

С августа 2020 года 17 белорусских адвокатов были лишены лицензий. Все они работали с политическими заключёнными, по возможности давали комментарии СМИ. К примеру, правозащитница Мария Колесникова, арестованная в сентябре 2020 года, лишилась уже четырёх адвокатов, среди них опытные юристы Людмила Казак и Александр Пыльченко, принявшие участие в «круглом столе». На этом фоне и после негласных предупреждений Министерства юстиции адвокатский корпус в целом боится браться за подобные дела, чтобы не потерять работу. Даже те адвокаты, кто всё же работает с «политическими», испытывают давление: нет доступа к клиенту, конфиденциальности, запрещают фотографировать материалы дела и т.д., – отметила Казак. Кроме того, последние изменения в законодательство узаконили вмешательство Министерства юстиции в управление адвокатурой, превратили некогда независимый институт в подчинённого исполнительной вертикали власти.

Абсурдные попытки остановить брожение в рядах органов внутренних дел

Несмотря на то что не возбуждено ни одного уголовного дела по неопровержимым фактам насилия со стороны силовых структур, из системы органов внутренних дел ушло много профессионалов: с учётом уволившихся и уже имевшегося некомплекта численного состава нехватка кадров составляет 20%, отметил выступивший представитель НАУ. В Академию МВД нет конкурса среди абитуриентов, а из ВУЗа уволились (были уволены) профессора, так что сейчас нет возможности защищать диссертации. Остановить брожения в рядах списочного состава милиции призвана люстрация сотрудников за подписи за выдвижение альтернативных кандидатов, определяемые на полиграфе, которых увольняют или лишают продвижения по службе. Известны случаи, когда лояльность правоохранителей проверялась вытиранием ног о бело-красно-белый флаг, записью видео в поддержку Александра Лукашенко. Профессионализм полностью отошёл на задний план.

В местах лишения свободы возросло количество пыток

Вызывают отвращение и видеозаписи с «покаянием» политически мотивированных задержанных в государственных СМИ на фоне красно-зелёного флага, хотя по неприкрытым синякам и шрамам людей с кровоизлияниями в кадрах видно, что их, по всей видимости, били и пытали, чтобы вытянуть признания. По данному поводу Европейский вещательный союз недавно отправил запрос Белтелерадиокомпании за пояснениями. Также имеют место и перенаселённость камер, произвольное лишение передач, постельных принадлежностей и антисанитария на фоне пандемии COVID-19 в местах лишения свободы, о чём есть многочисленные свидетельства заключённых.

См. также: Новая книга о насилии со стороны государства

Санкции и уголовное преследование

Адвокаты отметили, что ввиду отсутствия практики заведения уголовных дел за насилие внутри страны, стоит обратить внимание на ранее не использовавшийся институт межгосударственных жалоб, прописанный в статье 41 Международного пакта о гражданских и политических правах. Андреа Гаврич из Гисенского университета также напомнила, что потенциал Венецианской комиссии, ООН, ОБСЕ в разрешении правового дефолта используется не в полной мере. Так в рамках процедуры Московского механизма ОБСЕ уже выработаны предложения, к реализации которых белорусским властям следовало бы приступить. Кроме того, международным партнёрам следует полнее использовать собранную информацию и инициировать возбуждение уголовных дел в рамках универсальной юрисдикции.

Санкции ЕС: результат пока слабый

Табеа Рёсснер, депутат Бундестага, рассказала, что многим странам на Западе не верилось, что масштабное мирное протестное движение 2020 года на самом деле было. Понимание и осознание феномена приходит только сейчас. 88 белорусских чиновников уже стали субъектами персональных санкций ЕС, но потенциал их ещё не исчерпан. Рассматривается вопрос по введению экономических санкций, но они должны быть точеными, чтобы не затронуть широкие слои населения, хотя участниками форума и были высказаны предположения, что белорусы готовы ко временному ухудшению своего материального положения во имя демократии.

Ядром переговорной повестки заинтересованных сторон должны стать три вопроса: новые президентские выборы, освобождение политзаключённых, прекращение репрессий. Сейчас нет доверия ни к суду, ни к ЦИК, имеет место полный правовой дефолт в Беларуси. Режим находится в стадии отрицания кризиса и не понимает, что диалог необходим. Тем не менее Герхарт Баум, экс-министр внутренних дел ФРГ, подчеркнул, что насильственные методы разрешения коллапса неприемлемы.

Россия, поддерживая Лукашенко, поддерживает репрессии

В целом социально-политическая ситуация в Беларуси только ухудшается, отметила Олька Ковалькова, член Координационного совета. Новопринятые законы идут вразрез с Конституцией, международными документами, ратифицированными Беларусью. Задача №1 – прекращение репрессий. По её мнению, стоит подключить Россию к разрешению политического кризиса, хотя у неё и свой интерес в поддержании лояльного к Кремлю режима: новые выборы в Беларуси могли бы стать сигналом и для российской оппозиции более решительно добиваться демократических перемен.

См. также: «Круглый стол» ООН по теме политзаключённых в Беларуси: вода камень точит

Нужна гласность. Внимание СМИ к правовому дефолту

Общий посыл выступивших был в том, что тему Беларуси в повестке дня следует сохранять. В той же Германии информационное пространство насыщено новостями про коронавирус, выборы Бундестаг, недостаточно внимания уделяется Навальному, ещё меньше – Беларуси. В это же время российская пропаганда и дезинформация заполняет образовавшиеся пустоты в информационным поле.

Одним из вариантов поддержки демократических устремлений белорусов может стать размещение материалов белорусских СМИ в европейских медиа. Стоит напоминать тем, кто совершает злодеяния, что их действия фиксируют и их не забудут. Также достойно реализации предложение о слушаниях в парламентах, городских советах зарубежных городах-побратимах белорусских городов о ситуации в Беларуси.

Стоит придать гласности новые драконовские законы, что уничтожают гражданское общество и СМИ, и репрессии. В центре Европы людей пытают и убивают за их мнение, и это не шутки.

Перников П.А., член правления, руководитель пресс-центра БС МОПЧ

In the center of Europe, people are tortured and killed for their opinions, and this is no joke.

On Thursday, April 29, 2020, a German-Belarusian virtual “round table” was held on the legal situation in Belarus. The reason for the gathering of experts was the “legal default” in the country, a situation when a regime openly ignores the laws to practice repression. The German Society for East European Studies, which was the main organizer of the meeting, managed to gather a representative body of participants so that the discussion was competent.

The legal situation in Belarus and ways out of the “legal default”

Maria Kalesnikava’s portrait in the center

Advocates are afraid to take up “political” cases

Since August 2020, 17 Belarusian lawyers have been stripped of their licenses. All of them worked with political prisoners, giving comments to the media whenever possible. For example, human rights activist Maria Kalesnikava, arrested in September 2020, has already lost four lawyers, including experienced advocates Lyudmila Kazak and Alexander Pylchenko, who took part in the round table. Against that backdrop and after the informal warnings of the Ministry of Justice, the lawyers’ corps as a whole is afraid to take on such cases so as not to lose their jobs. Even those lawyers who still work with the “political” ones are under pressure because there is no access to the client, confidentiality, they are not allowed to photograph the case materials, etc., Kazak noted. In addition, the latest changes to the legislation legalized the intervention of the Ministry of Justice in the management of the lawyer profession, turned the once independent institution into a subordinate of the executive vertical of power.

Absurd attempts to stop fermentation in the ranks of the internal affairs bodies

Even though not a single criminal case has been initiated on irrefutable facts of violence by the security forces, many professionals have left the system of internal affairs bodies. Taking into account those who quit and the shortage of personnel that had been already before the events, the lack of personnel is at 20% now, the representative of National Anti-crisis Management said. There is no competition among applicants to the Academy of the Ministry of Internal Affairs, and its professors have left (been fired) from the university, so there is no opportunity to defend dissertations there now. The ongoing lustration of employees of the police intends to stop the fermentation in its ranks. Officers are fired or deprived of promotion for signatures for the nomination of alternative candidates, determined on a polygraph. There are cases when the loyalty of law enforcement officers is checked by wiping their feet on the white-red-white flag, recording a video in support of Alexander Lukashenko. Professionalism completely faded into the background.

The instances of torture have increased in places of detention

The videos of “confessions” of politically motivated detainees recorded against the background of the red-green flag, although the naked bruises and scars of the bleeding people shot show that they were apparently beaten and tortured to draw out them, in the state media are also disgusting. In this regard, the European Broadcasting Union has recently sent an inquiry to Belteleradiocompany for clarifications. Also, numerous testimonies from prisoners note the overcrowding of cells, arbitrary deprivation of parcels, bedding, and unsanitary conditions amid the COVID-19 pandemic in general.

See also: New book on state violence

Sanctions and prosecution

Given the lack of practice of instituting criminal cases for violence within the country, the lawyers noted that it is worth paying attention to the previously unused institute of interstate complaints, spelled out in article 41 of the International Covenant on Civil and Political Rights. Andrea Gavrich of the University of Giessen also recalled that the potential of the Venice Commission, the UN, the OSCE in resolving legal default is not fully used. Thus, within the framework of the procedure of the OSCE’s Moscow Mechanism, proposals have already been worked out, the implementation of which should be started by the Belarusian authorities. In addition, international partners should make better use of the information collected and initiate criminal proceedings under universal jurisdiction.

EU sanctions show a weak result so far

Tabea Rößner, member of the Bundestag, said that many countries in the West have not believed that a large-scale 2020 peaceful protest movement actually took place. Understanding and awareness of the phenomenon come only nowadays. 88 Belarusian officials have already become subjects of personal EU sanctions but their potential has not yet been exhausted. The issue of imposing economic sanctions is being considered, but they must be precise so as not to affect the broad strata of the population, although the forum participants suggested that the Belarusians are ready for a temporary deterioration in their financial situation in the name of democracy.

Three issues should become the core of the negotiating agenda of the interested parties: new presidential elections, the release of political prisoners, and the end of repression. There is no trust in either the court or the CEC, there is a complete legal default in Belarus now. The regime is in the process of denying the crisis and does not understand that dialogue is necessary. Nevertheless, Gerhart Baum, ex-Minister of the Interior of the Federal Republic of Germany, stressed that violent methods of resolving the collapse are unacceptable.

By supporting Lukashenko, Russia supports repression

In general, the socio-political situation in Belarus is only getting worse, noted Olga Kovalkova, member of the Coordination Council. The newly adopted laws run counter to the Constitution and international documents ratified by Belarus. Task number one is to end repression. In her opinion, it is worth involving Russia in resolving the political crisis, although it has its own interest in maintaining the regime loyal to the Kremlin because new elections in Belarus could become a signal for the Russian opposition to more decisively pursue democratic changes too.

See also: UN round table on political prisoners in Belarus: little strokes fell great oaks

We need publicity. The media attention to legal default

The general message of the speakers was that the topic of Belarus should be kept on the agenda. In Germany, for example, the information space is full of news about the coronavirus, the Bundestag elections, not enough attention is paid to Navalny, and even less to Belarus. At the same time, Russian propaganda and disinformation fill the resulting void in the information field.

One of the options for supporting the democratic aspirations of Belarusians may be the placement of materials of the Belarusian media in the European press. It is worth reminding those who commit atrocities that their actions are recorded and will not be forgotten. The proposal on hearings in parliaments, city councils of foreign sister cities of Belarusian cities on the situation in Belarus is worthy of implementation too.

New draconian laws that are destroying civil society and the media and repression need to be gotten across the world. In the center of Europe, people are tortured and killed for their opinions, and this is no joke.

Pavel Pernikau, member of the board, head of the press center of the ISHR (Belarus)