Итоги интервьюированная учащихся Школы молодого правозащитника Белорусской секции МОПЧ, действующей на базе Брестского государственного коллежа связи, посвящённого 75-летию окончания II мировой войны, проведённого Байдаковой Н.В., директором Школы, преподавателем социально-гуманитарных дисциплин Колледжа, членом Белорусской секции МОПЧ с 1996 года.


©Giles Thomas

Итоги интервью со студентами Школы молодого правозащитника Белорусской секции МОПЧ на тему ВОВ

Учащимся были предложены следующие вопросы:

  1. Как почитается память о погибших в годы ВОВ в Вашем населённом пункте и Вашей семье?
  2. Как Вы участвовали в мероприятиях, посвящённых 75‑летию окончания II мировой войны на Восточном фронте?
  3. Какие уроки Вы извлекли из основных итогов Великой Отечественной войны и II мировой войны?

На вопросы ответило 12 человек возраста от 16 до 18 лет: Иван Василюк, Станислав Рудницкий, Мария Рынчук (все – Брест), Денис Жукович (Берёза), Артур Короб (Барановичи), Антон Косяк (Пинск). Максим Кулага (Давид-Городок), Иван Лобович, Евгений Сорока (все – Брестский район), Руслан Лиховидов (Кобрин), Кирилл Питчук (Столинский район), Илья Самойлович (Пинский район).

На первый вопрос учащиеся ответили многогранно. В каждом населённом пункте Брестской области установлены памятники, обелиски, памятные знаки, есть братские могилы (например, в Пинске в братской могиле покоится прах 244 солдат). Воздвигнуты стелы воинам-освободителям (например, в Кобрине можно прочесть: «Подвигу народа жить в веках. 29 июля 1944 года город Кобрин освобождён от немецко-фашистских захватчиков»). Этот день там считается Днём города. В деревнях Здитово, Смолярка, Бронная гора Берёзовского района установлены строгие и пронзительные монументы в память жертв Холокоста. Созданы музеи и мемориалы («Брестская крепость-герой», «Хованщина», другие).

На братских могилах и у вечных огней всегда цветы. У них проводятся митинги, посвящённые памяти погибших в годы ВОВ. Лучшие школы носят имена героев ВОВ, также как и улицы и площади, парки и скверы городов.

В ночь с 21 на 22 июня Брест никогда не спит: в 4 часа утра все стараются увидеть реконструкцию событий, которые произошли в это время в 1941 году в Брестской крепости. Тысячи людей 9 мая встают в строй «бессмертных полков». Организовываются встречи с очевидцами и ветеранами ВОВ.

В каждом учебном заведении есть мемориальный отряд, который постоянно несёт вахту памяти у вечных огней. Разработаны военно-исторические маршруты и экскурсии по местам боевых сражений, партизанской и подпольной борьбы. В мае жители небольших посёлков и районных центров в память о погибших ставят у обелисков по 1418 свечей, ровно столько, сколько дней шла война.

В семьях свято чтят память родственников, которые пережили события ВОВ. Хранят в семейных альбомах фотографии тех лет, фронтовые реликвии и награды. Обязательно в День Победы накрывают праздничный стол, вспоминают погибших минутой молчания, посещают памятные места, возлагают цветы на братских могилах, участвуют в патриотических акциях.

Учащиеся назвали основное мероприятие – конкурс «Фронтовой альбом», в котором они участвовали в течение двух семестров, чьи итоги были подведены 4 мая 2020 года. Работы были посвящены 75‑летию победы СССР над гитлеровской Германией.

В течение всего года шла кропотливая работа по написанию страниц фронтового альбома, так как в семье каждого есть или были люди, пережившие страшные годы войны. Большинству пришла по нраву идея вспомнить историю своей семьи: полистать старые фотографии, поговорить со своими близкими, а затем представить иллюстрированный рассказ.

Участникам удалось оживить яркие, памятные воспоминания из жизни представителей старшего поколения, связанные с ВОВ. Важно отметить, что изложенные события необязательно были героическими, рассказывающими о подвиге. Это были и эпизоды из жизни, связанные с эвакуацией, преодолением голода и других лишений. Представленные воспоминания были пересказаны учащимися от чистого сердца, а проделанная работа получила своё отражение в информационных материалах Колледжа.

Ответы на заключительный вопрос показали единодушие участников опроса. Каждый своими словами выразил основную мысль и желание – никогда не переживать ужасов войны, допускать повторения фашизма и преступлений против человечества. Хуже войны ничего быть не может. Стоит чтить память тех, кто отстоял мир. Все страны и народы мира должны жить в дружбе, понимать ценность человеческой жизни, и тогда человечеству будут не страшны никакие угрозы. Всё это позволит сохранить мир как величайшую ценность, совместными усилиями не допустив новой мировой войны.

г. Брест, 6 июля 2020 года

Байдакова Н.В.

Интервьюирование проведено в рамках реализации на Беларуси проекта МОПЧ «Расскажи мне о войне».

Results of a students of the ISHR (Belarus) Young Human Rights Defender School operated on the basis of the Brest State College of Communications interview dedicated to the 75th anniversary of the end of World War II and conducted by Natal’ya Baydakova, teacher of social and humanitarian disciplines at the College, member of the ISHR (Belarus) since 1996.


©Giles Thomas

Results of an ISHR (Belarus) Young Human Rights Defender School students World War II survey

Students were asked the following questions:

  1. How is the memory of those who died during the Great Patriotic War honored in your locality and your family?
  2. How did you participate in events dedicated to the 75th anniversary of the end of World War II on the Eastern Front?
  3. What lessons did you learn from the main results of the Great Patriotic War and World War II?

12 people of 16 to 18 years old answered questions: Ivan Vasilyuk, Stanislav Rudnitsky, Maria Rynchuk (all from Brest), Denis Zhukovich (Byaroza), Arthur Korob (Baranavichy), Anton Kosyak (Pinsk). Maxim Kulaga (Davyd-Haradok), Ivan Lobovich, Eugene Soroka (all from Brest District), Ruslan Likhovidov (Kobrin), Kirill Pitchuk (Stolin District), Ilya Samoilovich (Pinsk District).

Students answered the first question multifacetedly. Monuments, obelisks, commemorative signs are installed in each settlement of the Brest Region, there are mass graves (for example, in Pinsk 244 soldiers are buried in a mass grave). Steles were erected for the liberating soldiers (for example, in Kobrin you can read, “The feat of the people to live forever. On July 29, 1944, the city of Kobrin was liberated from the Nazi invaders”). This day is considered as the Day of the Town there. In the villages of Zdzitava, Smalyarka, Bronnaja Hara of the Byaroza District, strict and piercing monuments in memory of the victims of the Holocaust are installed. Museums and memorials were created (“Brest Fortress-Hero,” “Khovanshchina,” others).

There are always flowers on mass graves and eternal flames. Rallies are held to commemorate those who died during the Great Patriotic War around them. The best schools bear the names of the heroes of the Great Patriotic War, as well as streets and squares, parks and public gardens of cities.

On the night of June 21–22, Brest never sleeps: at 4 a.m. everyone is trying to see a reconstruction of the events that occurred at that time in 1941 in the Brest Fortress. Thousands of people on May 9 stand in the formation of the “Immortal Regiments.” Meetings are organized with eyewitnesses and veterans of the Great Patriotic War.

In every educational institution, there is a memorial detachment that constantly keeps a memory watch at eternal flames. Military-historical routes and excursions to places of military battles, partisan and underground warfare have been developed. In May, residents of small towns and regional centers put 1418 candles, exactly as many days as the war went on, at obelisks in memory of the victims.

Families sacredly honor the memory of relatives who went through the events of the Great Patriotic War. They store photographs of those years, front-line relics and awards in family albums. They necessarily lay a festive table on Victory Day, remember those who died with a minute of silence, visit memorial places, bring flowers on mass graves, and participate in patriotic actions.

The students named the main event – the ”Front Album” competition, in which they participated for two semesters, whose results were summed up on May 4, 2020. The work was dedicated to the 75th anniversary of the victory of the USSR over Nazi Germany.

Throughout the year, painstaking work was going on writing the pages of the front-line album, since each family has or had people who survived the terrible years of the war. Most liked the idea of recalling the story of their family: to leaf through old photographs, talk to their loved ones, and then present an illustrated story.

The participants managed to revive vivid, memorable memories from the life of the older generation associated with the Great Patriotic War. It is important to note that the events described were not necessarily heroic, telling about a feat. These were episodes from life related to evacuation, overcoming hunger, and other deprivations. The presented memories were retold by students from the bottom of their hearts, and the work done was reflected in the College’s information materials.

Answers to the final question showed the unanimity of the survey participants. Each in his own words expressed the main idea and desire – to never experience the horrors of war, allow the repetition of Fascism and crimes against humanity. There can be nothing worse than a war. It is worth honoring the memory of those who defended the world. All countries and peoples of the world must live in friendship, understand the value of human life, and then humanity will be afraid of no threats. By joint efforts, all this will save the world as the greatest value not allowing a new world war.

Brest, July 6, 2020

Natal’ya Baydakova

The interview was conducted as part of the implementation of the “Tell me about the war” ISHR project in Belarus.